Интервью Генерального секретаря СКБ В. Д. Николаенко корреспонденту газеты "Красная звезда"

1. Валерий Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о задачах, целях и текущей деятельности Организации ДКБ.


Как Вы знаете, данная структура ведёт своё начало от Ташкентского договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного в мае 1992. Решение же об учреждении Организации ДКБ было принято в мае нынешнего года на Московской сессии Совета коллективной безопасности (СКБ). 7 октября на Совете глав государств в Кишинёве президенты государств-участников ДКБ - Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана - уже подписали Устав и Соглашение о статусе Организации ДКБ (ОДКБ). Хотя эти документы ещё должны пройти процедуру ратификации в национальных парламентах, де-факто международная региональная военно-политическая Организация договора о коллективной безопасности уже существует и в её рамках уже ведётся активная работа. Вместе с тем, как мы ожидаем, к следующей сессии СКБ, которая состоится в апреле-мае 2003 года, процедура ратификации будет завершена.

Следует отметить, что работа по созданию основополагающих документов организации - Устава и Соглашения о правовом статусе ОДКБ проведена в довольно сжатые сроки. В этом большая заслуга специально созданной Рабочей группы высокого уровня (РГВУ) из заместителей глав ряда министерств и ведомств государств, входящих в ОДКБ. Обычно документы такого рода готовятся по два-три года.

Относительно задач и целей ОДКБ можно сказать, что нет никаких принципиальных различий с ранее принятыми государствами-участниками международными документами в рамках ДКБ. ОДКБ создаётся на основе максимальной преемственности по отношению к нормативно-правовой базе ДКБ. В принятом Уставе есть специальное положение на этот счёт, заключающееся в том. что все соглашения о межгосударственном сотрудничестве, выработанные в договоре, будут продолжать действовать и в формате организации. Вкратце напомню, что ДКБ имеет своей стержневой целью создание системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве, а его основная задача - военно-политическая интеграция государств-участников для успешного противостояния угрозам и вызовам безопасности. Организация создаётся для того, чтобы поднять эту работу на новый уровень, отвечающий требованиям времени и достичь максимальной степени эффективности и координации, соответствующих этим требованиям, а также необходимого взаимодействия с другими близкими по характеру и задачам международными организациями.


2. Какими Вам видятся перспективы военного и военно-технического сотрудничества в рамках ДКБ?


Военное сотрудничество государств-участников ДКБ в настоящее время характеризуется растущим взаимодействием национальных вооружённых сил для решения общих задач. Активно ведётся работа по вопросу о создании военного штабного органа ОДКБ. Прорабатывается вопрос о совместной подготовке кадров для вооружённых сил государств-участников ОДКБ. Идёт процесс формирования региональных подсистем коллективной безопасности. Приняты решения о включении в создаваемую общую систему коллективной безопасности уже сформированных структур российско-белорусской военной группировки - в качестве региональной подсистемы на восточно-европейском направлении, и российско-армянской военной структуры, как подсистемы на кавказском направлении. На центральноазиатском направлении созданы многосторонние военные формирования - Коллективные силы быстрого развёртывания (КСБР). Замечу, что в связи с тем, что именно на этом направлении проявляются основные угрозы и вызовы, сейчас главными задачами государств-участников в Центральноазиатском регионе (ЦАР) являются организационное укрепление, материальное обеспечение КСБР, их боевая подготовка, а также наращивание боевых возможностей.

В отношении военно-технического сотрудничества (ВТС) успешно реализуется соглашение об обеспечении КСБР вооружением, военной техникой и предметами военного назначения по внутренним (льготным) ценам страны-производителя. Рассматривается вопрос о распространении этого соглашения на все национальные вооружённые силы государств-участников ОДКБ, а не только на те, которые входят в региональные группировки организации. Решаются также вопросы, касающиеся совместной разработки, производства, модернизации и ремонта вооружения и военной техники. В этой области ВТС для государств ОДКБ также предусматривается льготный режим. Однако из-за огромного объёма и сложности работа в данном направлении ещё далека от завершения.


3. Как вы уже упомянули, на Совете министров обороны стран-участниц ОДКБ принято решение о создании военного штабного органа организации. Что он будет собой представлять?


Не совсем так. Это решение было принято на Московской сессии СКБ в мае текущего года, и Совет поручил специально созданной Группе координаторов из числа представителей генеральных (главных) штабов вооружённых сил проработать вопросы военного строительства в рамках ОДКБ. Группой координаторов были разработаны предложения о создании Объединённого штаба (ОШ ОДКБ), которые в целом получили одобрение на ноябрьском Совете министров обороны. Теперь Группе координаторов поручено разработать необходимые проекты документов на этот счёт и представить их на рассмотрение в установленном порядке на одобрение консультативных органов организации. В качестве первоочередных задач предполагается разработка оперативных планов, оформление региональных военных группировок, и что особенно важно - организация их взаимодействия.


4. А какие функции выполняет Секретариат Совета коллективной безопасности стран-участниц ОДКБ?


Секретариат Совета коллективной безопасности (СКБ) является постоянно действующим рабочим органом как СКБ, так и Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности государств-участников ДКБ. На него возложены функции организационного, информационно-аналитического и консультативного обеспечения деятельности вышеупомянутых органов организации. Важно отметить, что Секретариат СКБ совместно с соответствующими министерствами и ведомствами государств-участников ОДКБ осуществляет выработку и согласование проектов документов для указанных органов организации. Кроме того, генеральный секретарь, по имеющемуся поручению Совета коллективной безопасности осуществляет регулярные контакты с главами государств, международными организациями, в том числе и ООН, а также со средствами массовой информации. В данном случае с особым удовлетворением отвечаю на вопросы, заданные мне газетой "Красная звезда", пользующейся в Секретариате особым уважением. Хотелось бы подчеркнуть, что ваша газета наиболее точно и подробно освещает тематику, связанную с Организацией договора о коллективной безопасности.

Важную роль в работе СКБ играют ежемесячные консультации полномочных представителей при генеральном секретаре, которые выполняют в основном, так сказать, черновую работу, связанную с подготовкой необходимых материалов и документов. В ходе консультаций вырабатываются, а затем согласовываются позиции государств-участников организации. Так, за последних два года стало правилом, что на регулярной основе проводятся консультации начальников генеральных (главных) штабов вооружённых сил государств-участников ОДКБ, заместителей министров иностранных дел и обороны, заместителей секретарей советов безопасности, совещания экспертов государств-участников по отдельным специальным вопросам, относящимся к оценке ситуации в зоне действия организации и т. д.

Как видите, Секретариат играет довольно важную роль в повседневной деятельности ОДКБ. Он доказал свою эффективность, и в Уставе ОДКБ Секретариат организации определяется как постоянный рабочий орган и его компетенция и ответственность ещё более повышаются.


5. В средствах массовой информации можно встретить утверждения, что ОДКБ ждёт та же участь, что и СНГ. С какими, на Ваш взгляд, трудностями придётся столкнуться на пути дальнейшей интеграции в рамках ОДКБ?


Мне не вполне понятно, какая такая "участь" постигла СНГ. Насколько мне известно, Содружество живёт и по своему развивается. Пусть и не такими темпами, как хотелось бы. Что же касается ОДКБ, то это одно из реально действующих многосторонних объединений, причём интеграционные процессы в нём усиливаются, о чём, собственно, я упоминал.

Поэтому насчёт перспектив развития ОДКБ у нас нет сомнений. Деятельность организации направлена на создание региональных систем коллективной безопасности и на их основе общей системы коллективной безопасности. Но уже сейчас есть предпосылки, чтобы эта система развивалась и совершенствовалась на новом, более высоком уровне. Мы исходим из того, что борьба с международным терроризмом, отношения между членами Организации, динамика региональной и международной ситуации, объективно предполагают совершенствование и углубление взаимодействия в рамках ОДКБ.

И нас радует, что интеграция в рамках ДКБ развивается поступательно. Наши государства полностью осознают как перспективы, так и подводные камни, которые встречаются на этом пути, и действуют соответственно.


6. Как известно, в странах Центральной Азии, являющихся членами ОДКБ, в настоящее время находятся воинские контингенты США и их союзников, которые участвуют в антитеррористической операции в Афганистане. Решения о их размещении, естественно, принимали сами центральноазиатские государства. А как это соотносится с положениями ОДКБ?


Действительно, Киргизия и Таджикистан разместили на своих территориях воинские контингенты государств, участвующих в антитеррористической операции. Но у стран ОДКБ выработана единая позиция, в соответствии с которой силы антитеррористической коалиции находятся в регионе временно, т. е. до завершения военной операции в Афганистане. Так что принципиального противоречия с договором нет, поскольку все государства-участники присоединились к международной антитеррористической коалиции. Кстати, с учётом полученного опыта в этой сфере в Устав ОДКБ внесены необходимые уточняющие положения.


Беседу вёл Р. Стрешнев, "Красная звезда". Опубликовано в газете "Красная звезда" от 26.12.02.