СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Тезисы
выступления Генерального секретаря ОДКБ Н.Н.Бордюжи
на V международной научно-практической конференции
"Место и роль Организации Договора о коллективной безопасности
в формирующейся архитектуре международной безопасности, перспективы развития ОДКБ"
(Москва, 20 января 2005 г.)

Уважаемый Председатель,

Уважаемые коллеги и товарищи,

Дорогие друзья.

Мне доставляет искреннее удовольствие приветствовать вас на очередной - уже пятой - научно-практической конференции, посвященной проблематике ОДКБ и тесно связанной с ней теме коллективной безопасности на обширном евразийском пространстве.

Достойно самой высокой оценки и то внимание, которое уделяет делам нашей Организации Совет Федерации Федерального Собрания РФ и присутствующие депутаты, ученые и журналисты.

Вашему вниманию предлагается широкий перечень вопросов, которые по существу наполняют реалии нашего взаимодействия и сотрудничества в интересах обеспечения национальной и коллективной безопасности региональной стабильности. Уверен, что в итоге конференции мы получим серьезные и содержательные наработки на всех направлениях деятельности ОДКБ, дающие возможность уточнить и далее развить перспективы проходящих в рамках Организации интеграционных процессов. Именно на поиске новых идей и концепций, наиболее эффективных путей укрепления союзнических связей я хотел бы сосредоточить ваше внимание.

В этом моем кратком выступлении хотелось бы предложить свое видение специфики проходящих в нашем регионе военно-политических процессов, имеющихся реальных возможностей формирования и становления евразийской системы коллективной безопасности.

I

Видимо, вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что единого евразийского пространства безопасности пока, к сожалению, не существует, оно остается фрагментарным и размытым, в известной мере внутренне противоречивым, когда отдельные его элементы не только не гармонируют, но и конкурируют друг с другом. До сих пор не разграничены сферы ведения в вопросах обеспечения коллективной безопасности между действующими в регионе интеграционными структурами: СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ, ОЦАС, СВМДА, в известной мере эти организации по существу дублируют друг друга, в т.ч. и по вопросам ведения, своим задачам и функциям.

Другая наша проблема состоит в том, что отсутствие прямой угрозы полномасштабной военной агрессии как в региональном, так и в глобальном контексте многих расхолаживает, настраивает на слишком оптимистическое отношение к военно-политическим реалиям, создает, в частности, иллюзию того, что государства могут решать свои проблемы самостоятельно, национальными средствами, не опираясь на коллективные усилия в масштабе всего региона.

Должен отметить, что такого рода настроения в какой-то степени подпитываются вполне осознанной и целенаправленной политикой некоторых внерегиональных структур и государств, проводящих линию на разобщение наших стран, явно предпочитающих иметь дело с каждым по отдельности, пытаясь поддержать или даже усилить имеющиеся между ними расхождения.

Тревожной тенденцией в политической жизни государств региона становится практика давления, вплоть до насильственных действий, на демократические институты вне правового поля под лозунгами "бархатных" или "оранжевых" революций и пр. Достойно сожаления, что эти процессы поощряются извне.

Таковы, можно сказать, субъективные факторы, осложняющие перспективы оформления единой, всеобъемлющей системы коллективной безопасности в Евразии. Хотя нынешняя геостратегическая ситуация - сложная и противоречивая - не дает нам каких-либо оснований для благодушия и бездействия.

Налицо глобальная террористическая угроза, расширяющаяся наркоопасность, реально угрожающая нашей безопасности трансграничная оргпреступность.

Картину дополняют усиление национально-этнического, религиозного экстремизма, активизация сепаратистских движений.

Нельзя сбрасывать со счетов и так называемые традиционные угрозы. Вновь актуальными стали риски, связанные со стремлением ряда государств обеспечить свое геополитическое лидерство с целью монопольного влияния на динамику региональной и международной политики. В этих целях целые регионы, такие как Закавказье и Центральная Азия, объявляются объектами стратегических интересов внерегиональных структур.

Потенциально тревожным остается ускоренная модернизация вооруженных сил сопредельных с ОДКБ государств и организаций, возможность создания группировок и планы наращивания их наступательного потенциала вблизи границ евразийского региона. Не исключено возобновление территориальных претензий, возникновение очагов военных конфликтов по периметру региона, ведение враждебных информационных операций.

II

Тесно связанные между собой и подпитывающие друг друга угрозы такого рода требуют объединения усилий всех государств нашего региона, который формируется в совершенно самобытный геополитический ареал обитания наших государств, требующий особого правового и военно-политического оформления.

Такого рода усилия активно реализуются на пространстве ОДКБ, которое все более консолидируется, приобретает общие черты, уже занимает свою нишу в международной жизни.

Можно сказать, что зона действия ОДКБ - это место пересечения многих интересов, она первой принимает на себя многие удары глобализации и кризисных ситуаций как с запада, так и с востока, становится мишенью для международного терроризма, межэтнических конфликтов, религиозного экстремизма и других так называемых новых вызовов и угроз.

Какова же та основа, на которой должна строиться система коллективной безопасности применительно к потребностям нашей Организации и в целом - нашего региона? Попробую сформулировать некоторые ее элементы и направления.

Это, прежде всего, приверженность целям и принципам Устава ООН, общепризнанным нормам международного права.

Второе. Общность целей и задач в формировании евразийской системы коллективной безопасности, единство и согласованность действий.

Третье. Тесно связанные с предыдущим тезисом приоритетность союзнических связей внутри системы, военно-политическая и морально-психологическая солидарность региональных государств, безусловная взаимная поддержка суверенитета и территориальной целостности, престижа и авторитета каждого из них в мировых делах, в т.ч. в плане противодействия нападкам и шельмованию извне.

Четвертое. Четко выраженное стремление к координации и согласованию внешней политики и позиций по актуальным региональным и мировым проблемам.

Пятое. Целенаправленное и систематическое укрепление и совершенствование механизма военного сотрудничества в интересах обеспечения безопасности от внешней агрессии по периметру системы региональной коллективной безопасности.

Шестое. Отработанный инструментарий, алгоритм взаимодействия участников евразийской системы коллективной безопасности в отражении современных вызовов и угроз.

Седьмое. Гармонизация и по возможности унификация, в т.ч. на основе модельных законов, национальных законодательств на основных направлениях функционирования системы коллективной безопасности.

Восьмое. Взаимосвязь и взаимопроникновение военно-политической безопасности и безопасности экономической, реализуемой на путях активного сотрудничества государств в решении внутренних и региональных экономических и социальных проблем как необходимой предпосылки обеспечения стабильности и безопасности в регионе.

Наконец, это четко построенная система руководящих, исполнительных, консультативных и координирующих органов, создающая прочный организационный каркас для эффективного функционирования всей системы коллективной безопасности, обязательность для всех государств-участников принимаемых коллективных решений.

В целом же, реализация тех преимуществ, которые дают структура безопасности и заложенные в ней механизмы, должна продемонстрировать актуальность и востребованность коллективных усилий в интересах наиболее эффективного достижения целей национальной политики и стратегии.

III

Такова, как представляется, идеальная основа системы коллективной безопасности, которая могла бы быть применима для нашего региона. Должен признать, что все изложенное выше - это не умозрительная конструкция, а уже существующие элементы и опробованные на практике принципы деятельности нашей Организации - Организации Договора о коллективной безопасности.

В последние годы ОДКБ стала вполне узнаваемой, завоевывает все больший авторитет и политический вес, укрепляя свои место и роль в международных делах. С учетом характера нашей аудитории мне уже не нужно заниматься разъяснением базисных сведений о нашей Организации. Поэтому, ограничусь оценками и анализом нынешнего положения дел в ОДКБ, решаемых в ней проблем и задач на будущее.

За год своей деятельности как международной региональной организации ОДКБ не только сохранила, но и заметно ускорила динамику интеграционных процессов в политической и военной областях, достигла качественно нового уровня союзнических связей и взаимодействия.

ОДКБ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, что свидетельствует о ее международном признании как полноценной международной организации, в компетенцию которой входят вопросы, занимающие приоритетное место в повестке дня ООН.

Осязаемые результаты получены в сфере внешнеполитического сотрудничества, координации позиций по актуальным вопросам мировой и региональной политики. Государства-члены вышли на практическое согласование и выработку общих подходов к таким проблемам, как стратегическая стабильность, включая нераспространение ОМУ и ракетных технологий, а также вопросы реформирования ОБСЕ, постконфликтного урегулирования в Афганистане, проблематику ООН и пр.

ОДКБ начала в практическом плане заниматься вопросами противодействия современным вызовам и угрозам. Положительной оценки заслуживают предпринимаемые в рамках Организации шаги по усилению практического взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в сфере борьбы с терроризмом, наркоугрозой и нелегальной миграцией, подтверждением чему может служить успешное проведение в 2003 и 2004 гг. операций "Канал", оформление Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков, реализация планов укрепления конттеррористического потенциала государств-членов и т.д.

В поле зрения Организации оставалась задача укрепления ее военной составляющей. В полную силу начал функционировать созданный в январе 2004 года Объединенный штаб ОДКБ, налаживается и наполняется практическим содержанием военно-техническое сотрудничество, прежде всего в плане льготных поставок вооружений и военной техники. Идет планомерное наращивание Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона, адаптация КСБР к задачам антитеррора.

IV

На перспективу главное направление в деятельности Организации видится в дальнейшей консолидации политических усилий по противодействию современным вызовам и угрозам. При наличии в ОДКБ необходимых механизмов и накопленного практического опыта взаимодействия Организация в состоянии занять лидирующие позиции на пространстве СНГ в борьбе с терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом, наркоугрозой и нелегальной миграцией, опираясь при этом на тесные кооперационные связи, в первую очередь, с АТЦ и БКБОП СНГ, ЕврАзЭС, ОЦАС и ШОС. Наращиваются и развиваются контакты с КТК и УНП ООН по практическому взаимодействию в сфере борьбы с терроризмом и наркоугрозой.

На ближайшую перспективу имеем в виду сконцентрировать внимание на следующих направлениях.

Прежде всего, планируем наладить результативную деятельность Рабочих групп при Комитете секретарей советов безопасности, состоящих из экспертов государств-членов, по проблемам терроризма и нелегальной миграции.

В практической плоскости идет работа по формированию Единого списка террористических экстремистских и организаций, представляющих угрозу коллективной безопасности государств-членов ОДКБ.

Мы также занимаемся разработкой механизма формирования информационных потребностей и обмена данными в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, нелегальной миграцией, включая аналитическое и прогнозное обеспечение деятельности ОДКБ в указанных областях.

Большое значение придаем налаживанию планомерной и результативной работы Координационного совета руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по противодействию незаконному обороту наркотиков.

В числе наших приоритетов в борьбе с наркоугрозой остаются коллективные усилия по формированию под эгидой СБ ООН глобальной антинаркотической коалиции. В этом направлении уже сделаны практические шаги по отработке создания фрагментов "поясов безопасности" вокруг Афганистана, проведение комплексных антинаркотических оперативно-профилактических операций "Канал" с привлечением специализированных служб Азербайджана, Ирана и Узбекистана.

В плане совершенствования нашей работы по вызовам и угрозам мы сейчас занимаемся отработкой методики информационного противодействия проявлениям терроризма и политического экстремизма.

Организация вошла в качестве наблюдателя в недавно созданную Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Предпринимаются шаги к формированию механизмов межгосударственной координации визовой и миграционной политики государств-членов, прежде всего в отношении "миграционно опасных" стран. Разрабатывается алгоритм действий на случай возникновения кризисных ситуаций в зоне действия ОДКБ.

К потребностям работы по вызовам и угрозам максимально адаптируется внешнеполитическое сотрудничество государств-членов, которое при тесной координации и должном обмене информацией позволит Организации работать в режиме своевременного и адекватного реагирования на развитие ситуации в регионе и мире, в т.ч. в упреждающем порядке. В этой связи акцент делается на расширение практики совместных регулярных выступлений по актуальным вопросам мировой и региональной политики, в чем видится оптимальный инструмент защиты и продвижения не только коллективных, но и национальных позиций и интересов государств-членов.

За период существования в качестве региональной организации стали весомее роль и место ОДКБ в международном сообществе, в том числе всего в плане налаживания рабочих контактов и взаимодействия с другими межгосударственными структурами, прежде всего с ООН и ОБСЕ, а также НАТО. Дополнительный стимул к укреплению своих международных позиций Организация получила с предоставлением ей статуса наблюдателя в ГА ООН.

Одним из важных и перспективных направлений в деятельности ОДКБ становится формирование в ее рамках миротворческого механизма, столь необходимого для укрепления роли Организации в международных усилиях по урегулированию конфликтных ситуаций, для воздействия на развитие событий в регионе и мире в нужном для ОДКБ направлении.

В работе по военной составляющей основное внимание уделяется практической реализации основополагающей задачи - формированию и обеспечению функционирования сил и средств системы коллективной безопасности и их оперативной и боевой подготовке.

На этом пути сделан очередной важный шаг: разработан и утвержден на сессии СКБ в Астане в июне 2004 г. замысел развития военной составляющей Организации - Основные направления коалиционного военного строительства в рамках ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. В короткие сроки планируется определить основные параметры по группировкам, составу коллективных сил и средств, порядку их планирования, применения и управления, технического оснащения и всестороннего обеспечения. В развитие Основных направлений подготовлен План коалиционного военного строительства ОДКБ, определяющий практические шаги по созданию целостной и действенной системы коллективной безопасности.

В рамках этого Плана предполагается создание коалиционной (региональной) группировки войск (сил) в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности, а также реализация принятых ранее решений о создании объединенных систем военного назначения (прежде всего - объединенных систем ПВО, управления и связи, информационно-разведовательной системы), совершенствование существующих региональных группировок войск. Серьезного внимания потребует также разработка подходов к обеспечению межрегионального взаимодействия уже созданных коалиционных группировок - восточноевропейской (Россия - Белоруссия) и кавказской (Россия - Армения) - в рамках общей системы коллективной безопасности.

Будет проделана большая работа по вопросам планирования применения, технического переоснащения и всестороннего обеспечения коллективных сил и средств. За основу берутся единые стандарты подготовки, а также оснащение однотипными образцами вооружений и военной техники. Для этого предусмотрено создание и поддержание на должном уровне запасов материально-технических средств и военно-технического имущества.

Определенный совместный опыт накоплен в ходе военных учений "Рубеж - 2004", которые проходили на территории Казахстана и Кыргызии. В настоящее время ведется подготовка к аналогичным учениям в Таджикистане "Рубеж - 2005", которые несомненно станут очередным практическим воплощением планов ОДКБ по совершенствованию военной составляющей ее деятельности.

Принципиально важным представляется принятие решения о налаживании в формате ОДКБ военно-экономического сотрудничества, что позволит нам выйти на более тесное сотрудничество в производстве и модернизации ВВТ с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий. Завершается подготовка к подписанию соглашения о совместной подготовке военных кадров, призванное стать значимым, практически цементирующим фактором военной интеграции.

И, наконец, должен сказать о новом направлении в деятельности нашей Организации - это становление в формате ОДКБ информационной составляющей деятельности по противодействию современным вызовам и угрозам, что также должно содействовать эффективному функционированию системы коллективной безопасности и позитивно воздействовать на морально-нравственную ситуацию во взаимоотношениях между нашими народами и государствами. Этой цели будет хорошо служить разрабатываемая в ОДКБ международная Целевая программа информационного обеспечения реализации задач системы коллективной безопасности.

Мы уже сделали шаг на указанном направлении: в апреле 2004 г. проведен Международный антитеррористический медиафорум, объявивший себя в качестве постоянно действующей общественной структуры под эгидой ОДКБ. Мы полагаем, что у Медиафорума, как структуры гражданского общества, нацеленной на противодействие новым вызовам и угрозам, имеются большие перспективы.

К сожалению, мы топчемся на месте в том, что касается гармонизации и унификации национальных законодательств по задачам ОДКБ. Разрабатываемые в Межпарламентской Ассамблее СНГ, прежде всего в ее Совете государств-членов ОДКБ, модельные законы и рекомендации не получают должного развития, в том числе и оформления в виде нормативных правовых актов. А, между прочим, речь идет о важнейшем элементе интеграционных процессов, за углубление которых высказываются все государства-члены нашей Организации.

Как видите, масштабы и сложность стоящих перед Организацией задач заметно перевешивают достигнутый в ОДКБ уровень сотрудничества и военно-политической интеграции. Можно сказать, что мы еще остаемся в начале пути, преодолеть который можно лишь при сохранении и углублении солидарности и взаимопонимания, укреплении исполнительской дисциплины, ритмичного и своевременного выполнения государствами-членами коллективных решений.

V

Есть и еще одна составляющая успеха: это тесное сотрудничество и единство действий всех функционирующих в нашем регионе интеграционных структур.

Для каждой из них, как представляется, могли бы быть определены конкретные ниши, прежде всего, в сфере сотрудничества по противодействию современным вызовам и угрозам. Но может, пришло время всем этим организациям встретиться вместе и, обсудив ситуацию, добиться четкого "разделения труда", избежать дублирования, а еще лучше - обеспечить их взаимодействие по единым или согласованным программам и планам?

У меня есть основания предположить, что с точки зрения имеющегося у ОДКБ опыта и по ряду параметров своей деятельности наша Организация могла бы стать локомотивом проходящих на постсоветском пространстве интеграционных процессов. Собственно, в этом духе высказывались участники последних заседаний органов ОДКБ - министры иностранных дел и обороны, секретари советов безопасности государств-членов.

С учетом имеющихся у ОДКБ предпочтений важным звеном в налаживании практического сотрудничества в евразийском регионе может стать тандем "ОДКБ - ЕврАзЭС" - двух организаций, близких друг другу как по составу их участников, так и по ряду функций. В рамках сотрудничества между ОДКБ и ЕврАзЭС - кстати, между их Секретариатами недавно был подписан соответствующий Протокол - можно было бы добиться "кумулятивного эффекта" в выполнении общих для них задач, таких как пограничная политика в интересах борьбы с терроризмом, военно-экономическое сотрудничество, борьба с отмыванием преступных доходов, экспортный контроль.

Немалый интерес для ОДКБ представляет перспектива установления тесных партнерских связей с Шанхайской организацией сотрудничества, особенно с учетом созданного в ШОС антитеррористического потенциала, заявленных этой структурой заинтересованности и готовности предпринимать практические шаги по укреплению безопасности и стабильности в азиатском регионе, где ОДКБ и ШОС стремятся защитить и продвинуть коллективные и национальные интересы и позиции.

И, наконец, всем нам - евразийским государствам и организациям, следовало бы подумать о выработке "единых правил игры" с внерегиональными государствами и структурами, о которых шла речь ранее. Ни у кого из нас нет претензий на какую-то монополию действий в регионе. Но каким-то образом систематизировать общие усилия, контакты и сотрудничество с этими структурами, а еще лучше - ввести их в нормальное русло корпоративных отношений, с тем, чтобы коллективными усилиями добиваться оптимальной защиты и продвижения национальных интересов государств региона, - это мы могли бы сообща сделать. Например, в контексте возможной общей для государств региона Стратегии безопасности и стабильности на евразийском пространстве.

***

Заканчивая свое выступление, хотел бы отметить, что только на путях уже выстраданной, объективно продиктованной солидарности, согласованной и скоординированной линии в сфере безопасности государства Евразии, составляющие уникальное международное сообщество, могут рассчитывать на то, чтобы занять достойное место в системе современных международных отношений и мировой политики. Это сейчас все более четко понимается. Давайте все вместе - политики и военные, журналисты и политологи, ученые и деятели культуры - развивать эти позитивные процессы.

Этот свой призыв я хотел бы подкрепить конкретным предложением - о формировании при Секретариате ОДКБ Научно-экспертного совета по проблематике ОДКБ и обеспечения коллективной безопасности на евразийском пространстве. Мы видим в этом механизме, в котором приняли бы участие ведущие научные и политологические центры государств-членов, серьезное подспорье в нашей практической работе по задачам ОДКБ. Надеюсь на то, что в итоге своей работы конференция выйдет на решение о создании Совета, определившись как по составу его участников, так и по целям и функциям этого консультативного органа.