СООБЩЕНИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Игорь Дмитриевич Сергеев Маршал Российской Федерации, Президент Клуба военачальников Российской Федерации

ОДКБ: создание и перспективы развития

Проблема военной безопасности в государствах СНГ возникла сразу же после распада СССР. Вместе с его распадом практически перестали существовать Вооруженные Силы, как единая система и один из важнейших факторов обороны страны от внешних военных угроз. Вместе с тем, глубокая оценка возможностей самостоятельных вооруженных сил государств СНГ, реальное их состояние свидетельствовали о необходимости коллективной защиты.

На начальном этапе была предпринята попытка создать Объединенные вооруженные силы и единую армию на правах долевого участия всех республик. Тогда, 15 мая 1992 года в Ташкенте между республиками Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном было достигнуто первое Соглашение о создании Договора о коллективной безопасности (ДКО). В последующем, в 1993 году к Договору присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Прибалтийские республики не скрывали своей твердой позиции на присоединение к военно-политическому блоку НАТО.

Начальный этап создания и развития Договора не увенчался единством взглядов и подходов к своей безопасности. Мотивация была разная. Азербайджан, в связи с конфликтом с Арменией в Нагорном Карабахе, по формальным признакам посчитал, что Договор неэффективен. Грузия вошла в открытую оппозицию по отношению к "Кремлю". Узбекистан "терялся" в выборе своего места и, видимо, посчитал в то время более благоразумными перспективами военного сотрудничества с США и Пакистаном. Все это привело к тому, что в 1999 году при продлении действий Договора из его состава вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан.

Безусловно, каждое государство вправе принимать решения на организацию своей безопасности, в том числе и военной. История в этом случае - самый бесстрастный судья и объективный свидетель развития событий.

Пройденный этап становления и развития Договора о коллективной безопасности не был напрасным. Кропотливая, а порой, и напряженная деятельность дала свои положительные результаты. За период 1995 - 2000 г.г. был подготовлен и принят ряд важнейших нормативных актов, которые составили основу для практической организации военного сотрудничества и решения задач в области совместной военной политики. Важнейшими из них стали: Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества и положения по ряду его реализации; Решение о коллективных силах быстрого развертывания в Центрально-азиатском регионе; Решение о совместной подготовки кадров для Вооруженных Сил государств, входящих в ДКБ и другие. Этим самым были созданы условия, которые позволили трансформировать Договор о коллективной безопасности (ДКБ) в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), о чем 7 октября 2002 г. в Кишиневе были подписаны Устав ОДКБ и Соглашение о его правовом статусе.

2 декабря 2003 года Генеральная Ассамблея ООН своим решением приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Это означало, что ОДКБ превратился в полнокровную международную организацию и в соответствии с главой 8 Устава ООН признана в качестве регионального объединения по безопасности. Его международно-правовой статус по существу сравнялся со статусом НАТО.

Преобразование ОДКБ в международную региональную организацию было вызвано необходимостью его адаптации к динамике региональной и международной безопасности, противодействия новым угрозам и вызовам ХХI века. При этом главной задачей ОДКБ по сей день остается - координация и углубление военно-политического взаимодействия, становления многосторонних структур и механизмов сотрудничества, призванных обеспечить на коллективной основе национальную безопасность государств-участников ОДКБ. А также - осуществление необходимой помощи, включая военную, жертвам агрессии.

Принципиально важным изначально был тот факт, что Устав ОДКБ закрепил важнейшее положение, которое соответствует духу современных угроз. Так, одним из основных направлений деятельности ОДКБ определяется координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и другими нетрадиционными угрозами безопасности. Сама суть ОДКБ, формы сотрудничества и заявленные позиции предопределили реальную возможность стать частью всеобъемлющей составляющей безопасности для Европы и Азии.

Что касается непосредственно России, то она последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано, а ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Этому способствует состояние и развитие Вооруженных Сил, позволяющее успешно и уверенно интегрироваться в строящуюся систему международных отношений.

В настоящее время в соответствии с Уставом разработана и создана эффективная система органов управления, которая включает в себя ряд консультативных и исполнительных органов с участием министров иностранных дел, обороны, секретарей советов безопасности, начальников штабов вооруженных сил и ряд других. Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ) куда входят все главы государств ОДКБ. В настоящее время обязанности председателя Совета коллективной безопасности исполняет президент Российской Федерации В.В.Путин.

Постоянно действующий орган ОДКБ - секретариат. Он осуществляет организационную, информационную, аналитическую и консультативную поддержку деятельности других структур организации. Руководство Секретариатом ОДКБ осуществляет Н.Н.Бордюжа, назначенный на эту должность решением Совета коллективной безопасности.

При Секретариате создан и осуществляет свою деятельность Научно-экспертный совет ОДКБ. Его деятельность увязана с проблематикой Организации, вопросами коллективной безопасности на евразийском пространстве. В состав Совета вошли представители научных, политологических центров, бывшие военачальники государств-участников ОДКБ. Богатейший организационный, профессиональный и научный потенциал Совета в области подготовки экспертных оценок по существующим проблемам используется ОДКБ для принятия обоснованных и взвешенных решений.

Практическая деятельность ОДКБ на современном этапе вызывает большой интерес в мире, что подтвердилось результатами проведенной 20 января этого года международной научно-практической конференции. Высокий уровень участников конференции - от представителей всех институтов власти государств ОДКБ, научных и общественных организаций до ООН, ОБСЕ, ШОС - определил ее практическую значимость. Были подняты и глубоко раскрыты проблемы в области укрепления взаимодействия и консолидации усилий государств-членов ОДКБ по противодействию современным угрозам; военному и военно-техническому сотрудничеству; развитию внешнеполитических связей с такими международными организациями как СНГ, ЕврАзЭС, ОБСЕ, ШОС, ОЦАС и СБ ООН.

За непродолжительный период ОДКБ удалось выйти на новый уровень взаимодействия и нарастить его интеграционный потенциал. Это было подчеркнуто на очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, состоявшейся 23 июня 2005 года. С учетом изменения обстановки в мире и регионе были уточнены ближайшие и среднесрочные приоритеты в военно-политической сфере; в вопросах противодействии терроризму и другим угрозам современности; в правовом и информационном сопровождении, проводимых мероприятий.

Следующий этап развития ОДКБ будет направлен на повышение эффективности и способности Организации оперативно реагировать и упреждать возможные угрозы и предпосылки к ним как для национальной, так и коллективной безопасности государств-участников ОДКБ. Решение этих задач будет осуществляться в непростых условиях. Они связаны с нарастанием интенсивности международного терроризма, религиозного экстремизма, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной преступностью, продолжающейся угрозой распространения оружия массового уничтожения. Существенное влияние будет оказывать и обстановка в Афганистане, где производство сырья для изготовления наркотиков не сокращается, а наоборот возрастает до угрожающих масштабов.

Нельзя не учитывать и факты перманентного расширения НАТО.В частности, активизацию его интересов на кавказском и центрально-азиатском направлениях с реализацией программы "Каспийская охрана" (использование натовских мобильных сил быстрого реагирования в защите нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан). Особую обеспокоенность вызывают усилия НАТО по вопросам деятельности организации ГУАМа и намерении создать на пространствах СНГ новых объединений, альтернативных ОДКБ. Негативную роль также играют попытки вмешиваться в политическую деятельность государств-участников СНГ под лозунгом дальнейшего продвижения демократии, ее ценностей и свобод. Все эти проблемы выносились на обсуждение в ООН с тем, чтобы подход к их разрешению был согласованным с интересами государств-участников ОДКБ, исключающим тенденции к политической нестабильности в регионах.

Дальнейшее развитие ОДКБ, приоритетные направления определены, согласованы, документально оформлены и подписаны главами всех государств-участников. К числу основных относятся следующие:

1. Создание объединенных военных систем ОДКБ должно происходить на основе согласованных концептуальных взглядов на цели, принципы и задачи, которые возлагаются на объединенные (региональные) группировки войск (сил). Правовую основу для создания и развития этих систем, определяют Основные направления коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденную Советом коллективной безопасности от 18 июня 2004 года.

Объединенные военные системы представляют собой совокупность однородных по функциональному предназначению сил и средств, которые выделяются в распоряжение командования объединенных группировок войск, осуществляющего управление по установленному единому плану. Ее характеризуют единые подходы к боевой готовности, к системе оперативного планирования, организации ПВО и их всестороннему обеспечению.

2. Формирование Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ взамен ранее действующей аналогичной комиссии СНГ.

Создание нового формата Комиссии имеет целью более полное и эффективное использование потенциала льготного сотрудничества в рамках ОДКБ; создание благоприятных условий для углубления военно-экономической интеграции, в том числе и в оборонно-промышленном комплексе государств - участников.

Область функционирования Комиссии охватывает широкий комплекс вопросов, в том числе - разработку и реализацию долгосрочных программ военно-экономического сотрудничества; сохранение специализации и кооперации производителей товаров военного назначения и их качества; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; модернизацию вооружения и военной техники и т.д.

3. Развитие и совершенствование противовоздушной обороны государств - членов ОДКБ.

Решением Совета коллективной безопасности предусмотрено развитие системы ПВО в государствах - членах ОДКБ. Это сделано для того, чтобы к 2010 году иметь объединенную систему, позволяющую выполнять задачи противовоздушной обороны во всем воздушном пространстве регионов ОДКБ по единому замыслу и плану применения. Задача, безусловно, сложная, но при тесном и продуманном военно-экономическом сотрудничестве - выполнимая.

4. Военно-техническое сотрудничество в соответствии с принятым решением Совета министров обороны ОДКБ, утвердившим Концепцию Программы военно-технического сотрудничества (ВТС) государств - членов ОДКБ на период 2006 -2010 годы. Главные цели ВТС направлены на решение стержневых задач: формирование эффективной системы коллективной безопасности и укрепление военно-технических позиций Организации в различных регионах мирового сообщества.

Реализацией поставленных целей за счет объединения усилий государств - членов ОДКБ в области разработки и создания современных видов ВиВТ, планируется обеспечить повышение качества эксплуатации и ремонта техники и совершенствования систем ее утилизации.

Проработанный и принятый государствами - членами ОДКБ механизм формирования и реализации программы ВТС дает основания полагать, что национальные и коалиционные силы ОДКБ к 2010 году войдут на современный уровень.

5. Подготовка военных кадров.

Соглашением определена главная цель - формирование и развитие единой системы подготовки военных кадров для вооруженных сил, других войск и воинских формирований государств - членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения.

Принятая система подготовки военных, научно-педагогических кадров и различных специалистов - объективный и всесторонне взвешенный шаг, на который вышли государства - участники. Она имеет богатый опыт в прошлом. И нет сомнений, что в современных условиях также будет эффективной и успешной.

Итоги деятельности ОДКБ, особенно в последние годы значительные. Сделано многое, как в организационном плане, так и в практической плоскости. Накоплен богатый опыт, который будет способствовать успешному развитию Организации. В 2004-2005 г.г. проведены первые совместные командно-штабные учения "Рубеж - 2005", которые предусматривали отработку задач по сколачиванию органов военного управления и принятию решений, исходя из той обстановки, которая наиболее вероятна в современных условиях.

Развивая свои возможности, ОДКБ исходит из того, что и сегодня, и в обозримой перспективе система коллективной безопасности является той основополагающей реальностью, которая в состоянии противостоять современным нарастающим вызовам и угрозам.

ОДКБ - не возврат к Варшавскому Договору и не реанимирование понятий "холодной войны". ОДКБ на считает нужным соперничать с другими организациями и блоками. Ее главная задача - обеспечить безопасность и независимость своих государств, направлять и интегрировать свои усилия с другими организациями, военно-политическими блоками с тем, чтобы обеспечить стабильность в мире и противостоять всем угрозам ХХI века. Государства - участники ОДКБ никого не рассматривают в качестве своих противников и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. Договор остается открытым для присоединения к нему всех стран, разделяющих его цели и принципы.

С этим ОДКБ продолжает решать поставленные организационные и практические задачи.