СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ


English

Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на рабочем ланче СЕАП "О деятельности ОДКБ в период российского председательства. О ценностях партнерства", Брюссель, 8 декабря 2005 года

Благодарю Генерального секретаря НАТО Я. де Хооп Схеффера за предоставленную мне возможность выступить перед моими коллегами по СЕАП в качестве не только Министра иностранных дел Российской Федерации, но и Председателя Совета министров иностранных дел ОДКБ. Это продолжает практику, начало которой было положено Казахстаном.

Завершилось становление ОДКБ как признанной региональной структуры. В декабре 2004 года Генеральная Ассамблея ООН предоставила ОДКБ статус наблюдателя. Неделю назад в Москве состоялись заседания СМИД, СМО и Совета секретарей СБ ОДКБ. Они подтвердили растущую востребованность ОДКБ как организации, которая превращается в инструмент мира и безопасности и в регионе Организации, и на международной арене в целом.

В нынешнем году принят План основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности государств ОДКБ. В повестке дня - совершенствование сил коллективной безопасности в Центральноазиатском регионе, создание объединенных систем ПВО, управления и связи, информационно-разведывательной системы.

ОДКБ тесно взаимодействует с Секретариатом ООН, Контртеррористическим комитетом СБ ООН, Управлением ООН по наркотикам и преступности. Развиваются связи с Форумом по вопросам безопасности ОБСЕ.

Важное место отводится противодействию современным угрозам. Начата работа по подготовке единого списка террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу коллективной безопасности государств-членов ОДКБ. Созданы рабочие органы по антитеррору и борьбе с наркоугрозой.

С 2003 года ОДКБ ежегодно проводит международные антинаркотические операции "Канал" с целью пресечения контрабанды наркотиков с афганской территории. Последняя такая операция проходила при участии в качестве наблюдателей Ирана, Узбекистана, Азербайджана, Пакистана и Китая.

Начинается создание объединенного миротворческого контингента ОДКБ.

На решение задач противодействия новым угрозам в значительной мере ориентирована и военная составляющая ОДКБ. Действует Объединенный штаб, координирующий реализацию решений в области коалиционного военного строительства ОДКБ, включая переоснащение Коллективных сил быстрого развертывания, в том числе спецсредствами для целей антитеррора. Ежегодно проводятся командно-штабные учения под кодовым названием "Рубеж".

Масштабность перечисленных задач, решаемых ОДКБ, говорит о реальных возможностях для налаживания широкого международного взаимодействия с другими странами и организациями в таких сферах, как борьба с терроризмом и наркоугрозой, миротворчество, обмен опытом разработки мер противодействия экстремизму.

Несколько соображений по вопросу повестки дня о "ценностях партнерства".

Забота о развитии сотрудничества в целях обеспечения общей безопасности и стабильности должна оставаться движущим началом всех наших инициатив. Исходим из этого при рассмотрении предложения Австрии, Германии, Финляндии, Швейцарии и Швеции относительно "ценностей партнерства".

Наряду с ценностями у нашего Партнерства есть также и важные, основополагающие принципы - равноправие, самоопределение в областях сотрудничества, консенсус, который цементирует наше единение. Если мы присвоим себе несвойственную консультативному форуму функцию определять "нарушителей" и "ненарушителей" порядка в нашем сообществе, поставим в неравное положение одних и сделаем арбитрами других, то обрушится конструкция основополагающих принципов и ценностей ПРМ и СЕАП.

Кроме того, внесение в повестку дня СЕАП вопросов соблюдения прав человека, как это предлагается в нон-пейпере нейтральных государств, как минимум вызывает вопрос о дублировании со стороны СЕАП компетенции авторитетных международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, Совет Европы. Мы знаем, что соавторы документа предлагают приглашать представителей этих организаций в СЕАП, но это не снимает проблемы дублирования. Ведь у СЕАП есть своя специфическая миссия - так же, как и у той же НАТО. Ну ведь не приглашают же на Совет НАТО докладчиков от КПЧ, БДИПЧ, СЕ.

Поэтому давайте обсуждать проблематику соблюдения прав человека и национальных меньшинств в профильных международных форматах.

Объективно перед нами стоят задачи совершенствования имеющихся ресурсов Партнерства. Будет ли этому способствовать введение в повестку дня СЕАП новых тем, которые предполагают ставить в зависимость от "хорошего поведения" того или иного государства возможность пользоваться программами сотрудничества или запрещать доступ к ним? Такой подход приведет к разъединению наших рядов и изоляции. Мы - не сторонники введения в СЕАП понятия "пустое кресло" и полагаем контрпродуктивным подвергать ревизии устоявшуюся практику сотрудничества СЕАП.

Считаем главной задачей Партнерства не поиск разъединяющих нас тем, а объединение усилий всех партнерских государств, прежде всего в реагировании на современные вызовы стабильности на евроатлантическом пространстве - международный терроризм, наркотрафик, распространение ОМУ, природные катастрофы. Только сообща мы можем решить эти задачи. В этом видим суть Партнерства, основную его ценность.