СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ


ОДКБ: комплексный взгляд на безопасность

Какие решения приняты на декабрьском саммите Организации Договора о коллективной безопасности? Как развиваются Коллективные силы оперативного реагирования? Каковы перспективы пополнения ОДКБ новыми странами?

Гость программы - Валерий Анатольевич Семериков, заместитель Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Ведущий - Игорь Панарин.

Панарин: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Прошли новогодние праздники, но между тем международная жизнь продолжает развиваться. И, безусловно, те внешнеполитические угрозы, которые существуют для России, для ее союзников, по-прежнему сохраняются.

Мы обсудим деятельность такой важной организации, как ОДКБ. У меня в гостях заместитель Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности Валерий Анатольевич Семериков.

В Новый год, конечно, не хочется обсуждать такие важнейшие проблемы, но тем не менее прошедший 2011 год завершился, как я знаю, очень важными решениями в деле укрепления ОДКБ. Это действительно так?

Семериков: Да. Мы считаем, что прошедший саммит глав государств Организации Договора о коллективной безопасности был очень важным. Он завершился принятием важных решений в плане укрепления в целом организации и в целом обеспечения безопасности в зоне ответственности ОДКБ.

Панарин: А это случайно, что он прошел 20 декабря - в День работников органов безопасности?

Семериков: В первую очередь я должен сказать, что все саммиты, которые мы проводим на постсоветском пространстве в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, мы стараемся привести к одной дате или... Нет, не к знаменательной дате. В ходе консультаций было принято решение провести эти саммиты в Москве. Конечно, этот саммит был приурочен в первую очередь к 20-летию образования СНГ.

Панарин: Фактически ОДКБ - это такой оборонительный зонтик для стран постсоветского пространства. И этот зонтик, судя по всему, усилился, несмотря на то, что отдельные недоброжелатели говорили, что этот саммит особо ничего не даст. Но, тем не менее, как стало известно, все решения были приняты единогласно. В чем сущность ключевых решений, принятых на этом декабрьском саммите?

Семериков: Я, уже после того как прошла эта сессия, каких только не читал отзывов, оценок. Самое главное - я поймал себя на мысли, что люди не всегда корректно дают оценки. А самое главное - некорректность заключается в том, что они по большому счету не знают сути принятых решений, не знают эволюции развития Организации Договора о коллективной безопасности.

Две последние сессии: одна, проведенная в декабре 2010 года, нынешняя, последняя, крайняя сессия - в декабре 2011 года - я не скажу, что они судьбоносные, но, по крайней мере, они дали сильнейший импульс дальнейшему развитию Организации. И были приняты очень важные решения.

Панарин: А в чем этот импульс?

Семериков: Я немного скажу и о предыдущей сессии, о предыдущих решениях. Первое: все знают события, произошедшие в одном из государств-членов ОДКБ - в Киргизии в 2010 году.

Панарин: Тяжелые, трагические события.

Семериков: Да. Они были постоянно в поле зрения всех уставных органов, и Комитета секретарей советов безопасности, и Совета министров иностранных дел, и глав государств. Эти вопросы постоянно обсуждались, рассматривались, принимались решения по оказанию помощи. Но однозначно было принято, констатировали, что у нас нет механизма, который бы позволил нам оперативно реагировать на такие кризисные ситуации.

Панарин: То есть фактически в течение года, можно сказать, небольшого интервала времени были разработаны...

Семериков: Абсолютно верно. Были разработаны и изменения для наших основных документов, для устава, договора, где было принято положение о порядке реагирования на кризисные ситуации.

Панарин: То есть он четко регламентируется, да?

Семериков: Порядка принятия решений Советом коллективной безопасности: как эти решения принимаются - быстро, оперативно, чтоб мы могли среагировать на это. Такие решения были приняты в 2010 году.

Дальше, конечно же, мы, когда проанализировали ситуацию, и в первую очередь президенты… Двенадцатого августа в Астане на своей неформальной встрече был выработан ряд договоренностей по дальнейшему совершенствованию, в частности эти договоренности были реализованы на этой сессии.

Панарин: Фактически тот неформальный августовский саммит посмотрел на вектор развития и дал в декабре новые установки?

Семериков: И в декабре, в частности, было принято очень важное решение, и соглашение по этому вопросу было подписано - это о размещении иностранных баз, иностранной военной инфраструктуры, я подчеркиваю, на территории наших государств-членов ОДКБ.

Панарин: Только при согласии всех государств-членов.

Семериков: Да. Это ключевое. Это говорит и об уровне консолидации в нашей Организации, и об уровне согласия и понимания ситуации, которая складывается в зоне ответственности.

Панарин: Узбекистан некоторое время занимал такую особую позицию. Это решение президента Узбекистана Каримова, скажем так, так же...

Семериков: Президент Узбекистана Каримов подписал это решение, и мало того, он по этому поводу выступал и сказал о значимости этого решения.

Панарин: То есть фактически саммит действительно продемонстрировал единство взглядов первых лиц стран ОДКБ. Это, конечно, важнейший итог.

Семериков: Мы все говорим ОДКБ. Если посмотреть на внутреннюю составляющую этой ОДКБ и по направлениям деятельности, в первую очередь, конечно, это политическое сотрудничество, координация своей деятельности на международной арене, внутриполитическое сотрудничество, так сказать, и координация своей работы. Второе направление, вне всякого сомнения, - это военное направление.

Панарин: Фактически вы курируете это направление. Как это направление развивается, динамично?

Семериков: Я буду говорить простым языком, чтобы нашим радиослушателям было понятно. Я приведу только один пример. В 2009 году нашими президентами было принято то же самое решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Нам понадобился всего год, чтобы создать такие коллективные силы. Они реально созданы. Ежегодно, начиная с 2009-2010 года, уже проведены три учения с КСОР. Сейчас мы готовим большие учения в 2012 году.

Панарин: Когда и где они пройдут?

Семериков: Мы пока планируем провести их в сентябре 2012 года. Так вот, эти учения показали, что действительно все государства выделили в состав КСОР очень боеготовные, боеспособные, обученные части и подразделения.

Панарин: А с точки зрения совместимости этих подразделений между собой? У них, может быть, разная форма, разные уставы.

Семериков: Это абсолютно не препятствует. Единственное, на что обратили внимание президенты, - это то, чтобы эти коллективные силы были оснащены самыми современными образцами вооружения, военной и специальной техники.

Панарин: Достигнуто уже, что они действительно...

Семериков: Я к этому и подвожу. В декабре президенты подписали целевую программу оснащения КСОР современными образцами вооружения и военной техники. Мы будем ее реализовывать с 2012 года.

Панарин: А на какое время рассчитана эта программа?

Семериков: Мы планируем реализовать эту программу в течение трех лет.

Панарин: Это достаточно большой срок.

Семериков: Да, но она у нас будет реализовываться поэтапно. В первую очередь мы, конечно, оснастим наши подразделения, части, входящие в состав КСОР, тем вооружением, военной техникой, которая обеспечивает нам, по крайней мере, единство в системе управления.

Панарин: А эта техника в основном все-таки будет российская?

Семериков: Я могу сказать, что, когда мы подготовили план оснащения и перечень, самое главное - перечень вооружения и военной техники, которые должны быть на оснащении коллективных сил, основу, конечно, составляет вооружение и техника российского производства.

Панарин: А какие виды этой новейшей техники? Можете назвать несколько типов?

Семериков: Я здесь не хочу, так сказать, переходить, потому что все-таки эта программа носит закрытый характер, во-первых. Во-вторых, если честно, в нее включены некоторые образцы, которые сегодня еще находятся на стадии...

Панарин: Фактически это самые перспективные...

Семериков: Да, самые современные. Но это не значит, что мы... Нет, конечно, и те, которые приняты на вооружение. Но основной принцип - то, чтобы они были совместимы по калибру, по запасам хода, по информационной совместимости, по совместимости по диапазонам. Это основное. А потом ведь в КСОР входят подразделения не только из состава вооруженных сил, десантные...

Панарин: А также спецслужбы.

Семериков: Также входят подразделения от правоохранительных органов, от спецслужб, от министерств по чрезвычайным ситуациям. И, в частности, сейчас на декабрьской сессии президенты приняли решение внести изменения в реестры этих коллективных сил. В частности, поскольку перед КСОР стоят задачи, в том числе и по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в состав этих коллективных сил включены подразделения по борьбе с наркоугрозой.

Панарин: То есть фактически от всех государств.

Семериков: Да.

Панарин: Получается такой комплексный подход к обеспечению безопасности, причем не только военно-политической, но и...

Семериков: Не просто. Я бы сказал, что это комплексный подход к реагированию на многие вызовы и угрозы, существующие на сегодняшний день в нашем неспокойном мире.

Панарин: Несколько стран, тот же Узбекистан. Очередность поставок этой новейшей техники. То есть, может быть, Россия первая получит, или все-таки все члены ОДКБ равномерно будут получать новейшие виды вооружений?

Семериков: Сейчас принято принципиальное решение, что такая программа есть.

Панарин: То есть это впервые в деятельности ОДКБ?

Семериков: Одно время один из больших руководителей в России мне говорил: "Если вам удастся принять программу хотя бы на уровне двух-трех государств, это будет великое достижение". Сейчас принята программа в рамках шести государств. Почему я говорю "шести"? Потому что Узбекистан на сегодняшний день не присоединился к Соглашению о создании КСОР, поэтому он не участвует.

Панарин: Но подписал это соглашение как член ОДКБ.

Семериков: Нет, он не подписал Соглашение о КСОР, соответственно, и программу он не подписал. Как только он присоединится к соглашению о создании КСОР, соответственно, он присоединится…

Панарин: Автоматически, да?

Семериков: Нет, не автоматически. Есть соответствующая процедура, будет подготовлен соответствующий, так сказать, механизм реализации этого присоединения. На сегодняшний день Узбекистан не выделил в состав КСОР подразделения, поскольку не подписал Соглашение.

Панарин: Кто командует КСОР? Если можете, поясните коротко нашим уважаемым радиослушателям.

Семериков: Механизм управления этими силами при принятии решения на их использование прописан в Соглашении. Командующий назначается решением Совета коллективной безопасности.

Панарин: То есть фактически это первые лица стран?

Семериков: Нет. Это в зависимости от тех задач, которые будут выполнять КСОР. Если будут выполняться задачи по борьбе с терроризмом, экстремизмом, командующим может быть назначен представитель правоохранительных органов, но принципиально определено, как правило, из принимающего государства.

То есть, если на территории какого-то государства применяется КСОР, значит, командующий назначается из этого государства. Но это делается решением Совета коллективной безопасности.

Повседневная деятельность, вопросы оснащения, планирования, применения, комплектования, обучения, подготовки возложены на Объединенный штаб совместно с секретариатом.

Панарин: Фактически этот четкий механизм работает уже?

Семериков: Он работает абсолютно. Мы постоянно на все учения назначаем командующего, назначается соответствующий штаб, люди прибывают. Но в этот штаб командования, как правило, выделяются представители всех государств. Но ядро или командующий - от принимающей страны.

Сейчас мы планируем учения с использованием КСОР в Армении. Мы уже обговорили, провели первый раунд переговоров и определили, что командующий будет назначен от армянской стороны.

Панарин: Армения – южный фланг ОДКБ. Рядом неспокойный Ближний Восток: Сирия, Египет. ОДКБ готова реагировать в случае осложнения ситуации у наших границ не только военными, но и другими - политическими, дипломатическими средствами?

Семериков: Не только Ближний и Дальний Восток, Сирия, Ливия, Египет и прочие сподвигнули в августе обсудить очень предметно на уровне глав государств этот вопрос и последние события в Афганистане, в том числе с принятым решением о поэтапном выводе оттуда войск.

Панарин: Да и в Ираке фактически тоже полный хаос.

Семериков: Поэтому 12 августа в Астане президенты очень предметно и детально обсудили ситуацию, которая складывается в зоне ответственности ОДКБ и в мире, в том числе с учетом событий на Дальнем Востоке. Соответственно, был выработан ряд мероприятий и был дан ряд поручений для того, как вы очень правильно сказали, чтобы мы были готовы реагировать на любые ситуации. В частности, на этой же сессии очень большое внимание - ведь не секрет, что при организации многих событий, произошедших в арабском мире, использовались информационные технологии.

Панарин: Причем для подрыва, для дестабилизации.

Семериков: Совершенно верно. Я не открою большого секрета, если скажу, что такие же технологии неоднократно использовались и на нашем постсоветском пространстве во многих государствах.

Поэтому в августе президенты сделали нам ряд поручений. Мы проработали, и были приняты соответствующие решения по обеспечению информационной безопасности. Я бы не хотел детализировать, но я говорю, что на это обращено очень пристальное внимание.

Второй момент: президенты рассмотрели вопрос: как будут реагировать на это наши силы и средства коллективной безопасности в случае возникновения какой-тоситуации, угрозы национальной безопасности, в целом угрозы смены конституционного строя? Поэтому тоже был отработан ряд предложений.

К сожалению, я должен сказать, что когда на сессии Генеральный секретарь докладывал главам государств о наработках по данному вопросу, было отмечено, что ряд моментов требует уточнения. И нам было предложено дополнительно проработать этот вопрос и доложить на очередной сессии.

Панарин: А когда она планируется, кстати?

Семериков: Очередную сессию мы планируем провести в мае в Москве.

Панарин: Но если в целом посмотреть на военную составляющую, можно ли сделать такой оптимистичный вывод, что страны ОДКБ выходят на уровень нового военно-технического сотрудничества, качественной подготовки кадров, или такой вывод преждевременен?

Семериков: Я оцениваю ситуацию изнутри. Я уже 7 лет…

Панарин: Это уже срок.

Семериков: Да. И я могу сравнивать, анализировать и делать выводы, поскольку я пришел с самого начала образования Организации Договора о коллективной безопасности. На следующий год ей будет 10 лет.

Панарин: Скоро юбилей.

Семериков: Я уже практически 8 лет в этой организации, поэтому могу сказать, что достигнут значительный прогресс. Те вопросы, которые вы назвали, практически решены, решены вопросы подготовки. Ведь на сегодняшний день у нас очень большое количество военнослужащих учатся в наших ВВУЗах…

Панарин: Других странах ОДКБ, да?

Семериков: Да, причем учатся на безвозмездной, на льготной основе.

Панарин: То есть этот механизм отработан уже?

Семериков: Механизм отработан, механизм работает. Мы создали, я не побоюсь сказать, мы все время говорили "силы и средства коллективной безопасности", но подразумевали, что это группировка в Восточном регионе, на Кавказе, в Центральноазиатском регионе. Мы сегодня говорим уже о единой системе коллективной безопасности, когда у нас все силы и средства завязываются на единую систему управления.

Панарин: Фактически есть возможность переброски определенных сил и средств на разные направления?

Семериков: Наши силы и средства коллективной безопасности, в частности КСОР, могут действовать в любом регионе.

Панарин: Вне зависимости от того, это Армения или, допустим, Центральная Азия.

Семериков: Неслучайно мы проводим учения. Первые учения мы провели в Казахстане, вторые - на территории Российской Федерации, третьи - на территории Таджикистана, и сейчас планируем на территории Армении.

Панарин: Фактически это одни и те же силы и средства, которые используются на разных театрах, да?

Семериков: Практически, но мы формируем группировку в зависимости от сложности решаемой задачи. Мы включаем туда или полностью, допустим, десантную дивизию, десантную бригаду, которая входит… и часть сил и средств, акцентируем внимание, допустим, на каких-то других вопросах, …

Панарин: Но я хочу обратить внимание, что фактически военнослужащие одновременно получают опыт ведения организации противодействия в различных точках.

Семериков: В различных точках и при выполнении различных задач.

Панарин: Этот опыт показал, что наши военнослужащие способны, скажем, действовать в условиях Центральной Азии, в условиях высокогорья Закавказья?

Семериков: У нас подобран состав сил и средств КСОР таким образом, чтобы они могли действовать в любых условиях – как климатических, так и географических, в горах. Единственное, конечно, на море у нас нет…

Панарин: Нет бескозырок.

Семериков: Да. Они не входят в состав КСОР. Но все остальные компоненты в наличии и готовы действовать.

Панарин: Вопрос о перспективах. Есть ли все-таки перспективы вступления других стран в Организацию, на ваш взгляд, через год, два, три?

Семериков: Я честно скажу, что пока на сегодняшний день… Да, наш опыт очень внимательно изучают практически во всем мире…

Панарин: Допустим, Украина. Как нам притянуть ее в ОДКБ?

Семериков: Мы никого не тянем. У нас есть соответствующая статья Договора, Устава: любое государство вправе изъявить свое желание по вступлению в Организацию. Этот вопрос будет рассматриваться.

Панарин: То есть даже вне зависимости от региона? Допустим, Венесуэла может? Она недалеко от Бразилии, от Соединенных Штатов.

Семериков: У нас написано: "любое государство". Поэтому, что касается Украины - в любом случае на Украине на сегодняшний день очень внимательно изучают наш опыт. Неслучайно в парламенте Украины создана группа по взаимодействию с ОДКБ. Мы встречались, мы выступали в парламенте Украины. Я не вижу здесь никаких препятствий. Самое главное, чтобы ОДКБ показала свою эффективность, состоятельность в решении многих задач.

Панарин: То есть фактически сейчас выстроилась некая система, идет налаживание горизонтальных и вертикальных связей, и, в принципе, есть понимание первых лиц государств, да?

Семериков: Самое главное, есть понимание и желание у первых лиц. Даже когда они собираются на неформальные встречи, они постоянно что-то вносят новое в развитие Организации. Мы проводим плановые мероприятия на утвержденную среднесрочную, долгосрочную перспективу. Но есть и такие вопросы, которые диктует нам ситуация, обстановка, которая складывается в зоне ответственности ОДКБ и в наших государствах: ситуация в Кыргызстане, в Афганистане, на Ближнем и Дальнем Востоке.

Конечно, они вносят, соответствующие, так сказать… Но они не мешают развитию, вернее, наоборот, они как бы инициируют, придают импульс дальнейшему развитию. Есть хорошие перспективы. Главное, чтобы было желание.

Панарин: Валерий Анатольевич, впереди старый Новый год. Могут ли граждане не только России, но и стран ОДКБ достойно, спокойно встретить не только старый Новый год, а вообще будущее? У нас есть щит, который позволит нам отразить потенциальные и реальные угрозы?

Семериков: В основе работы Организации у нас два момента: национальная безопасность и коллективная безопасность. Помимо укрепления коллективной безопасности, мы большое внимание уделяем и вопросам национальной безопасности.

Панарин: Мы защитим народ?

Семериков: Я могу сказать: ОДКБ готова к выполнению всех задач, которые будут поставлены. Вернее, силы и средства коллективной безопасности ОДКБ готовы к выполнению задач, которые поставят президенты наших государств.

Панарин: Спасибо. Позвольте закончить наш диалог на этой позитивной ноте. Я напомню, что у меня в гостях был заместитель Генерального секретаря ОДКБ Валерий Анатольевич Семериков. Он заверил народ России, всех граждан ОДКБ, что Организация готова в случае необходимости реагировать на реальные возникающие угрозы. До свидания, уважаемые радиослушатели!

Семериков: Спасибо большое. До свидания! Всем добра, удачи и здоровья!