СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ


ТЕРРОРИЗМ НЕВОЗМОЖНО ПОБЕДИТЬ В ОДИНОЧКУ

Бишкек, 11/12/2006, 16:26

"Терроризм и наркобизнес существуют в неразрывной связи с транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, политическим и религиозным экстремизмом, незаконной миграцией. Все это - части огромной разветвленной сети. Борьбу с угрозами мы должны вести системными средствами. Деятельности по их пресечению мы придаем первостепенное значение, что и позволяет в рамках ОДКБ запустить разнообразные механизмы коллективного противодействия вызовам и угрозам региональной и национальной безопасности", - говорил на первом международном антитеррористическом медиа-форуме генеральный секретарь Организации договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа.

Сегодня мы публикуем его эксклюзивное интервью корреспонденту Национального информационного агентства "КАБАР".

КОРР:.- Не могли бы Вы напомнить об основных моментах безопасности, коалиционной стратегии ОДКБ, той базе, на основе которой выстраиваются механизмы коллективного противодействия? В частности, каковы должны быть ключевые моменты деятельности журналистов по антитеррористическому и антинаркотическому взаимодействию?

Н.Б: - Главный, стержневой элемент всей конструкции коллективной безопасности заключается в реализации принципа согласованных, объединенных усилий на этом направлении, благодаря чему достигается не только цель всеобъемлющей безопасности и стабильности в масштабе всего региона, но и максимальной реализации национальных интересов, целей и задач каждого, отдельно взятого государства-члена ОДКБ.

В интересах обеспечения коллективной безопасности мы должны следовать и таким очевидным принципам и установкам как единство позиций и действий, безусловное признание приоритетности союзнических обязательств в национальной политике, взаимное уважение и учет национальных интересов и позиций государств-членов, активная коллективная линия в сфере внешней и военной политики, международной безопасности.

Реализуемая в формате ОДКБ линия на создание всеобъемлющей системы коллективной безопасности дала импульс созданию, развитию и совершенствованию различных механизмов взаимодействия: в политической области, в сфере обороны, в противодействии терроризму и наркобизнесу, другим вызовам и угрозам.

На стадии разработки или реализации находятся сейчас самые различные проекты, призванные помочь сформировать целостную, универсальную международную структуру безопасности, способную адекватно реагировать по всему спектру современных вызовов и угроз.

Было бы важно, чтобы журналистское сообщество, информируя общественность о деятельности ОДКБ, учитывало бы упомянутые выше моменты. Мы расцениваем СМИ, журналистские организации как наших надежных союзников в борьбе с терроризмом.

Их роль просто незаменима, когда речь заходит о борьбе с пропагандой насилия, идеологией расизма и ксенофобии, национальной и религиозной ненависти. Вижу ваш неоценимый вклад в том, чтобы укреплять в сознании людей неприятие терроризма, способствовать утверждению атмосферы мира и согласия, доброжелательного отношения государств и народов друг к другу. Ждем от СМИ и четко осознанной, принципиальной позиции в том, что касается обеспечения безопасности общества от насилия, от деструктивных влияний, попыток насаждения чужой воли, достигаемого средствами информационной политики.

КОРР: - Вы полагаете, что ОДКБ должна развиваться и при поддержке общественного мандата совершенствовать антитеррористическое взаимодействие. Могут ли общественные институты адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы, защищать общечеловеческие гуманистические ценности?

Н.Б. - Исхожу из того, что институты гражданского общества должны играть в нашей общей борьбе с терроризмом и другими проявлениями насилия одну из ключевых ролей. Не думаю, что государственные институты, без поддержки общественности, смогли бы достаточно успешно справляться со столь сложной и многоплановой задачей.

Идея коллективной безопасности, заложенная в основу деятельности нашей Организации, также предполагает обязательную опору на потенциал гражданского сообщества, на общественное мнение. Мы, со своей стороны, очень внимательно относимся к любым инициативам и предложениям о сотрудничестве, исходящим от неправительственных организаций, поддерживаем их, организуем взаимодействие по широкому спектру задач.

В активе нашей работы - образование Международного антитеррористического медиафорума, продуктивное сотрудничество с рядом СМИ, журналистских объединений, политологических, социологических и других общественных центров, потенциал которых помогает нам реализовывать весьма интересные проекты, направленные на обеспечение безопасности и надежной стабильности наших государств, укрепление конструктивного диалога как в региональном, так и глобальном масштабах.

КОРР: - Изменилось ли, на Ваш взгляд, сознание людей после глобальных терактов? Считаете ли Вы, что национальная, региональная, международная безопасность в новых условиях оказалась беззащитной перед ростом терроризма и транснациональной организованной преступностью, и как можно организовать международную сеть борьбы с этими явлениями?

Н.Б.: - Конечно, произошли кардинальные изменения в восприятии мировым сообществом, международной общественностью положения дел в мире. Нельзя забывать, что трагическим событиям 11 сентября 2001 г. предшествовала целая цепь масштабных терактов, осуществленных международными террористическими организациями, прежде всего, в России. Главный вывод, который должно сделать международное сообщество, состоит в том, что этому величайшему злу современности невозможно противостоять в одиночку. Необходима единая воля государств и народов, которые могут и обязаны сплотиться в непримиримой борьбе с этой угрозой.

Очевидна и та опасная недальновидность, которая свойственна некоторым кругам и деятелям, пытающимся использовать террористическую угрозу для достижения корыстных политических и иных целей.

Со своей стороны Организация готова к самому тесному взаимодействию с другими международными структурами, занятыми в сфере безопасности. Ключевую роль в организации эффективного противодействия терроризму должна сыграть ООН и ее профильные органы. При этом важно исключить в политике государств по антитеррору любые двойные стандарты, договориться о согласованной линии при проведении контртеррористических мероприятий, подключить к ним все институты гражданского общества, прежде всего, СМИ. Надо добиваться широкого общественного признания и единства в борьбе с обозначенными вызовами и угрозами.

КОРР: - Как говорят в народе - вместе не грузно, а врозь хоть брось. Наш соотечественник - писатель-дипломат Чингиз Айтматов отводит мастерам пера ведущую роль. Он считает, что у Слова - Великая сила: "За его пределами нет ни Бога, ни Вселенной и нет в мире силы такой, превосходящей силу Слова, и нет в мире огненного пламени, превосходящего жаром пламя. И мощь Слова". А какой образ Киргизии, на Ваш взгляд, складывается сейчас у российских политиков и у Вас?

Н.Б.: - Мы расцениваем Кыргызскую Республику как вполне сформировавшееся демократическое государство с зарекомендовавшими себя руководством и механизмами законодательной и исполнительной власти. В лице Кыргызстана мы видим верного и достойного союзника и партнера в составе ОДКБ, на которого можно положиться. С удовлетворением отмечаем проявляемые Кыргызской Республикой инициативу и готовность к активному сотрудничеству при разработке и принятии решений, связанных с укреплением сотрудничества в рамках ОДКБ. Уверен, участие Кыргыстана в нашей Организации будет и далее служить важным стимулом в обеспечении его безопасности и стабильности, благополучия кыргызского народа.

КОРР: - . На первом антитеррористическом медиа-форуме Вы подчеркивали: международные организации безопасности, силовые структуры государств только тогда могут действовать с максимальной эффективностью и отдачей, когда в общественном сознании терроризм и наркоугроза будут стойко ассоциироваться с образом абсолютного зла, которому нет и не может быть никаких оправданий. В связи с этим, насколько хорошо понимают ситуацию в Киргизии и Средней Азии в таких структурах как ОДКБ, ШОС?

Н. Б.: - Благодаря налаженным с Кыргызской Республикой, ее исполнительными и законодательными органами самым тесным рабочим контактам, мы располагаем всей необходимой достоверной информацией об обстановке, складывающейся в Кыргызстане и вокруг него. Естественно, у нас есть и другие источники информации, получаемые сведения анализируются с разных углов зрения, в результате чего разрабатываются необходимые подходы и рекомендации в целях содействия укреплению безопасности и стабильности как Кыргызской Республики, так и региона в целом.

КОРР: - В связи с этим, попытайтесь дать краткий сценарий российской политики в отношении Киргизии, а может быть и региона в целом.

Н.Б.: - Киргизия занимает важное место в центральноазиатской стратегии ОДКБ, а, следовательно, и в политике России в отношении региона в целом. Кыргызская Республика - верный и надежный союзник, активный участник развивающихся в формате ОДКБ интеграционных процессов. Со своей стороны Кыргызстан вправе рассчитывать на союзническую помощь со стороны других государств-членов в защите его суверенитета и территориальной целостности, продвижении национальных интересов в региональных и мировых делах. Эти крепкие союзнические отношения показали свою надежность во времена серьезных испытаний, которым подверглась киргизская государственность в конце 90-х годов прошлого столетия.

КОРР: - Кыргызстанцам, наверняка, будет интересно знать, как Вы оцениваете поведение силовых структур в разрешении политического противостояния властей и оппозиции?

Н.Б.: - Главный итог последних событий в Киргизии - это разрешение внутриполитического кризиса мирным путем. В этом заслуга высшего руководства страны, проявившего политическую мудрость и терпение, готовность идти на разумные компромиссы, учитывать складывающуюся в стране ситуацию, расстановку сил.

Несомненно и то, что киргизские силовые структуры продемонстрировали свою высокую дееспособность, умело предотвратив любые вспышки насилия и уличных беспорядков, и тем самым сыграли свою неоценимую роль в мирном разрешении острой внутриполитической ситуации.

Вопросы задавал политический обозреватель Альберт Богданов