СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по проблематике СНГ, опубликованное в журнале "Солдаты России", № 11, ноябрь 2007 года

Вопрос: Сергей Викторович, оправдались ли ожидания России в отношении международных организаций с участием бывших республик СССР (СНГ, ОДКБ, ШОС)? Как вы оцениваете итоги состоявшихся 5-6 октября в Душанбе встреч на высшем уровне в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ?

С.В.Лавров: Конечно, сказать, что все наши ожидания оправдались, было бы преувеличением. Жизнь вносит свои коррективы, порой существенные.

Далеко не все цели, изначально поставленные перед Содружеством Независимых Государств, оказались реалистичными. Тем не менее значение той роли, которую сыграло Содружество, трудно переоценить. Это не только обеспечение "цивилизованного развода" союзных республик после распада СССР, содействие урегулированию и предотвращению конфликтов на постсоветском пространстве, но и налаживание многообразных связей между нашими странами на новой основе.

В частности, имею в виду действующие в рамках СНГ правовую базу, механизмы коллективного сотрудничества в таких сферах, как социальное обеспечение, культура и образование, миграция, борьба с преступностью, противодействие новым вызовам и угрозам. Сохраняют свое значение и многосторонние форматы военного сотрудничества, в частности, Объединенная система ПВО СНГ.

Я уже не говорю о том, что Содружество предоставляет удобную площадку для политического диалога на различных уровнях, включая высший. Показательно, что при всех критических замечаниях в адрес СНГ, зачастую справедливых, никто из государств-участников не высказывается за его роспуск. Более того, ведется интенсивная работа с целью повышения эффективности Содружества и его адаптации к задачам сегодняшнего дня. Исключительно важное значение в этом плане имеет упомянутое Вами октябрьское заседание Совета глав государств СНГ в Душанбе, на котором были одобрены Концепция дальнейшего развития Содружества и План основных мероприятий по ее реализации. Эти документы, в разработке которых принимали участие почти все государства СНГ, закладывают базовые ориентиры для Содружества на обозримую перспективу.

На базе СНГ сформировались и интеграционные объединения более узкого состава, включающие страны, которые проявляют интерес к углубленному сотрудничеству. В экономической сфере это Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в военно-политической - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

ЕврАзЭС является объединением шести государств, проявивших стремление к более тесной экономической интеграции, направленной на повышение благосостояния их народов. На пространстве Сообщества уже действует режим свободной торговли. Конечная цель - создание единого экономического пространства. Поистине прорывное значение имело душанбинское заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС, на котором начато практическое формирование таможенного союза, пусть пока и в составе лишь трех государств: России, Белоруссии и Казахстана.

Важным направлением сотрудничества является налаживание взаимодействия в освоении водно-энергетических ресурсов Центральной Азии, имеющее большое значение для обеспечения стабильности этого региона.

Осуществляются и другие крупные экономические проекты. Что касается ОДКБ, то мы рассматриваем ее как ключевой элемент системы региональной безопасности у наших границ. К настоящему времени созданы правовые и организационные механизмы, позволяющие ей действовать в качестве военно-политического союза. Активно наращиваются возможности Организации в сфере борьбы с терроризмом и наркотрафиком.

Общепризнан вклад ОДКБ в международные усилия на этом направлении. Ведется работа по формированию миротворческих сил ОДКБ. Важную роль в этом плане сыграл душанбинский саммит ОДКБ, на котором подписана серия соглашений, создающая необходимую правовую базу для миротворческой деятельности организации.

Конечная цель - превращение ОДКБ в многофункциональную региональную структуру, способную оказывать эффективное противодействие по всему спектру имеющихся угроз безопасности.

Специфика ШОС заключается в том, что эта организация объединяет пять государств: Россию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Таджикистан, которые являются участниками СНГ и ОДКБ, а также Китай. ШОС развивается как структура многопрофильного сотрудничества в интересах укрепления между государствами-членами взаимного доверия, добрососедства и дружбы, взаимодействия в обеспечении мира, безопасности и стабильности в регионе, поощрения всестороннего и сбалансированного экономического роста, совместного поиска решения возникающих проблем.

Организации всего 6 лет, но уже сделано немало. А главное - в том, что ШОС утвердилась как эффективная и авторитетная структура. Конечно, не во всех сферах сотрудничество развивается так быстро, как хотелось бы, но перспективы развития Организации обнадеживают.

Вопрос: Как по-Вашему, долго ли может оставаться неопределенной ситуация с непризнанными государствами - Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем?

С.В.Лавров: В том, что касается ситуации с неурегулированными конфликтами в Абхазии и Южной Осетии, то, на мой взгляд, все зависит от позиций конфликтующих сторон. Как только у них появится реальное желание снять напряженность, отодвинуть угрозу возобновления военных действий и приступить к осуществлению мер доверия, процессам демилитаризации, экономическому восстановлению региона, неопределенность начнет постепенно исчезать. Люди сами убедятся в возможности нормально жить и трудиться в спокойной, мирной атмосфере. К сожалению, мы не видим такого стремления с грузинской стороны, которая пока своими постоянными провокационными действиями в зонах конфликтов создает стену недоверия на пути к урегулированию.

К примеру, Россия как посредник и содействующая урегулированию сторона давно настаивает, причем при поддержке ООН и ОБСЕ, на подписании Тбилиси документов о невозобновлении военных действий и гарантиях безопасности с Сухуми и Цхинвали. Однако по непонятным причинам грузинское руководство отказывается от этого шага.

Причем отказывается, не предлагая взамен реальных мирных инициатив. С грузинской стороны в зонах конфликтов не прекращаются провокации, звучат угрозы в адрес российских миротворцев, честно исполняющих свой долг в непростых условиях недоверия и напряженности между конфликтующими сторонами. Тбилиси уходит от объективного расследования инцидента с ракетой, обнаруженной в Южной Осетии 6 августа с.г., уничтожив вещественные доказательства принадлежности ракеты. 28 августа с.г. грузинская полиция незаконно захватила и удерживает двух россиян - миротворцев из североосетинского батальона ССПМ в Южной Осетии.

Откровенной провокацией Тбилиси стали события 20 сентября с.г. в зоне грузинобхазского конфликта, где грузинские спецподразделения вторглись на территорию, контролируемую властями Сухуми, и совершили нападение на абхазских военнослужащих, что было установлено независимым международным расследованием по линии Миссии ООН по наблюдению в Грузии. В ходе этой атаки грузинский спецназ учинил зверскую расправу над двумя российскими гражданами, инструкторами-контрактниками антитеррористического центра Абхазии, и захватил в плен абхазских пограничников.

Поэтому еще раз подчеркну, что для ускорения разрешения региональных конфликтов требуются, прежде всего, политическая воля и мужество, чтобы пойти навстречу друг другу.

Являясь гарантом будущих договоренностей в процессе приднестровского урегулирования, Россия неизменно выступает за то, чтобы взаимоприемлемое и жизнеспособное решение проблемы было выработано в первую очередь самими сторонами конфликта - Кишиневом и Тирасполем без какого-либо политического, экономического и иного давления извне. Это возможно только при условии возобновления равноправного диалога между сторонами при поддержке сопосредников от России, Украины и ОБСЕ, наблюдателей от ЕС и США.

Мы прилагаем активные усилия для разблокирования политического процесса, исходя из того, что возможности выхода сторон на взаимоприемлемую формулу особого, надежно гарантированного статуса Приднестровья в рамках территориально целостной Молдавии далеко не исчерпаны. Необходимо вернуться к выполнению уже достигнутых ранее договоренностей.

Важной предпосылкой продолжения процесса урегулирования является сохранение в регионе стабильной ситуации. Залог этого - надежная и эффективная работа миротворческого механизма с участием российских, молдавских и приднестровских воинских формирований.

Вопрос: Сергей Викторович, недавно Россию посетил с официальным визитом Министр иностранных дел Киргизской Республики Эднан Осконович Карабаев. Как, на Ваш взгляд, развиваются в последнее время отношения с Киргизией? Какие существуют проблемы?

С.В.Лавров: С полным основанием могу сказать - российско-киргизские отношения развиваются поступательно, многоплановое сотрудничество между нашими странами становится все более динамичным, обогащается новым содержанием. Активно, в духе отношений союзничества и партнерства идет политический диалог на высшем уровне. Тесные деловые контакты поддерживаются между министерствами и ведомствами двух стран. Набирают темп прямые хозяйственные и гуманитарные связи субъектов Российской Федерации с киргизскими партнерами.

На территории Киргизии дислоцирована российская военная база, решающая важные задачи поддержания мира и стабильности в регионе, в том числе в контексте нашей совместной работы в ОДКБ.

Особо хотел бы отметить позитивные тенденции в нашем торгово-экономическом сотрудничестве. Объем взаимной торговли за 7 месяцев 2007 года увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 68% и составил 626 миллионов долларов.

Рассчитываем, что по итогам года этот показатель впервые превысит миллиард долларов. Идет подготовка к реализации на территории Киргизии масштабных взаимовыгодных проектов с участием РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ряда других наших крупных компаний в области электроэнергетики, нефтегазовой сфере, горнорудной промышленности, других ключевых секторах экономики. В ходе августовского саммита с российской стороны была выражена готовность вложить до 2 миллиардов долларов в эффективные, экономически просчитанные проекты в Киргизии. Активизации работы на этом направлении будут способствовать итоги 9-го заседания Межправительственной РоссийскоКиргизской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству, которое состоялось в Бишкеке 11-12 октября с.г.

Мы, как и наши киргизские партнеры, заинтересованы в дальнейшем расширении традиционно тесных двусторонних связей в области культуры, образования, науки, информации. Приятно отметить, что открытый в Бишкеке в 1993 году Киргизско-Российский Славянский университет стал одним из наиболее крупных и престижных образовательных и научных центров республики. В Киргизии действуют также 7 филиалов российских вузов. Все больше киргизских студентов обучаются в России.

Приобщению граждан Киргизии к информации из России и о России поможет широкое распространение в республике русского языка - эффективного инструмента межнационального общения. Статус русского как официального языка закреплен в Конституции Киргизии. Наши отношения с Киргизией характеризуются дружеским взаимопониманием, не отягощены сколько-нибудь серьезными проблемами. Главное сегодня - совместными усилиями добиваться все более полной реализации значительного потенциала российскокиргизского сотрудничества по всем направлениям. Встречи и беседы, состоявшиеся 20-21 сентября с.г. в ходе официального визита моего киргизского коллеги Эднана Карабаева в Москву, ещё раз подтвердили обоюдный настрой сторон на последовательное решение этой задачи.

Вопрос: Не так давно в Кыргызстане на озере Иссык-Куль при поддержке ОДКБ с успехом прошел Первый международный сбор молодежных организаций стран -участниц ОДКБ "Союз-2007". Как Вы относитесь к инициативе проведения подобных мероприятий? Стоит ли продолжать начатое?

С.В.Лавров: С удовлетворением отмечаю успех Первого международного сбора молодежных военно-спортивных организаций государств - членов ОДКБ "Союз-2007" 26 июня - 6 июля с.г. на озере Иссык-Куль. Инициативу его проведения поддержали руководство Киргизской Республики, Секретариат и Парламентская Ассамблея ОДКБ, силовые ведомства всех входящих в Организацию стран. В сборе приняли участие в общей сложности 9 команд из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Первые 4 места заняли ребята из Казахстана, Киргизии, России и Армении. Все участники получили настоящее удовольствие как от самих соревнований, так и от общения со сверстниками из других стран. Совместные военно-спортивные игры помогают патриотическому воспитанию молодежи и заслуживают всяческой поддержки.