СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Интервью
Бордюжа: Торговцам живым товаром будет поставлен надежный заслон

- специально для РИА Новости.

- Борьба с незаконной миграцией должна стать основным направлением работы Координационного совета руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ, занимающихся вопросами миграции, первое заседание которого только что состоялось в Москве. На какие наиболее "чувствительные точки" этой проблемы было обращено внимание участников обсуждения и какие будут избраны меры в совместных действиях на этом направлении?

- На моих глазах проблемы миграции превратилась из ничтожно малых, которыми они представлялись в 90-х годах прошлого столетия, в одну из самых важных проблем, существующих сегодня на постсоветском пространстве. Кстати, видимо, и Европу из всех тем, связанных с вызовами и угрозами, незаконный трафик людей беспокоит больше других. Знаю не понаслышке. Не однажды говорил об этом с представителями европейских стран: сила мигрантов стала достаточно значительной, она уже влияет на политику, давит на ориентацию государств.

Нашей Организации касается в первую очередь незаконная миграция из третьих стран. В то же время в рамках Договора о коллективной безопасности мы вынуждены обращать внимание и на трудовую миграцию, поскольку невозможно вычленить эту часть из общего процесса и рассматривать отдельно. Вот почему, проведя первое организационное совещание Координационного совета, мы вынуждены были признать, что работа по предотвращению незаконной миграции фактически только начинается. И, прежде всего, необходимо наладить взаимодействие со всеми службами государств-членов ОДКБ, в поле зрения которых находятся миграционные вопросы. Требуется гармонизация национальных законодательств, для того чтобы люди не страдали от различных норм, которые по-разному трактуются в том или ином государстве.

Не менее актуально - организовать противодействие различным преступным группировкам, которые пока чувствуют себя вполне вольготно, делая деньги на нелегальной миграции или работорговле. Чтобы противостоять им, надо создать единую информационную систему: мы должны знать о трансграничных преступных группах, о конкретных персоналиях. Мы однозначно будем заниматься повышением профессионального потенциала служб, действующих на этом направлении. Понято, что уровень ФМС России во главе с Константином Ромодановским и по технической оснащенности, и по ряду других параметров гораздо выше, к примеру, формирующейся аналогичной службой Киргизии. Только при условии, если выведем их на один дееспособный уровень, мы сможем разговаривать на одном языке, действовать результативно по выявлению новых каналов незаконной транспортировки людей и нейтрализовать их.

- А располагаете ли уже сейчас некими списками особо опасных фигурантов, которыми можете обмениваться?

- Есть, конечно, своя информационная база на этот счет и в Таджикистане, и в Кыргызстане, и в России, и в Казахстане. Но каждая страна стремится защищать свои информационные ресурсы. Задача как раз и состоит в том, чтобы создать механизм обмена, условия, при которых даже закрытые данные циркулировали бы без ограничений в кругу союзников, но оставались недоступными для других.

- Ряд стран, в том числе входящих в Организацию, нередко является источником нелегальной поставки живого товара. Кто в первую очередь становится объектом преступных интересов и какие силы могут быть задействованы для пресечения работорговли?

- Пока обобщенных данных нет. Если не ошибаюсь, только несколько месяцев назад создано специальное структурное подразделение по пресечению работорговли. Но уже сейчас могу сказать наверняка, что активность групп, занимающихся противодействием торговли детьми и женщинами, нарастает. Специальные операторы занимаются их поиском и отбором. Существует целая устойчивая система переброски людей, есть схема перемещения их через границу. Мы знаем, как это делается. Здесь очень важна совместная работа не только по выявлению преступных группировок, но и получению доказательной базы для привлечения их к уголовной ответственности. Сделать это в рамках одной миграционной службы или даже правоохранительных органов одного государства невозможно. Требуется консолидация усилий. Мы предлагаем создать несколько рабочих групп для межведомственной и межгосударственной координации, в которые войдут представители различных ведомств, органов безопасности, МВД и пограничной службы.

- Так называемые гастарбайтеры составляют значительную часть нелегальной миграции. Им тоже будет объявлена война? Или найдутся более цивилизованные способы регулирования потоков дешевой рабочей силы, тем более что те же Россия или Казахстан в определенной степени заинтересованы в рабочих-мигрантах?

- В последнее время мы становимся свидетелями реальных действий со стороны Федеральной миграционной службы по выстраиванию всей системы трудовой миграции. Мы должны честно признаться, что Россия сегодня не может прожить без трудовых мигрантов, Москва - тем более. Трудовые мигранты приносят нам большой прибавочный продукт. Темпы российского строительства, очень высокие даже по мировым меркам, достигаются во многом благодаря рабочим из других государств. Нелепо говорить, что они враги, что они нас обворовывают, объедают, заражают болезнями. Другое дело, что должны быть четкие правила, позволяющие иностранным гражданам выйти из тени, регистрироваться, легализоваться, чтобы нормально работать и платить налоги. В этом плане многое делается и на межгосударственном уровне. С Таджикистаном, к примеру, сейчас прорабатывается вопрос о создании совместной трудовой биржи. Бесспорно, вместе с ЕврАзЭС мы должны заниматься трудовой миграцией, снять все ненужные препоны. В противном случае понесем не только экономические, но и политические потери. Вспомните 90-е годы, когда по всем телеканалам транслировались видеосюжеты с оскорбительными выпадами в адрес узбекских или таджикских гастарбайтеров. Но мало кто знает, что эти репортажи вызвали крайне негативную реакцию в таджикском и узбекском обществе и крепко навредили имиджу России.

- Имея в виду, что все страны ОДКБ, за исключением Армении, одновременно входят в ЕврАзЭС, как Вам видится дальнейшая интеграция двух организаций в рамках СНГ?

- У нас есть соответствующий протокол о взаимодействии между секретариатами двух интеграционных структур. На совместном расширенном заседании был отработан перечень тех вопросов, которые мы должны решать общими усилиями. Есть и проект совместной деятельности по ряду направлений, который мы намерены предложить президентам стран, входящих в ОДКБ и ЕврАзЭС.

Должен заметить, что руководство обеих организаций ясно понимает - надо идти рука об руку, поскольку наши интересы часто переплетаются. Скажем, проектам Евразийского экономического сообщества в области энергетики, транспорта необходима многосторонняя защищенность. Значит, ОДКБ должна подключаться к обеспечению безопасности при реализации этих проектов. Не буду повторяться: вопросы безопасного передвижения товаров, охрана границ, та же незаконная миграция - это и наши вопросы. Предвижу, какой будет ваш следующий вопрос, а почему бы в таком случае не объединиться. Многие его задают. Хотя польза от такого альянса не очевидна, разве что вместо двух будет один генеральный секретарь. Но посмотрите на опыт взаимоотношений НАТО и Евросоюза. Они успешно работают во взаимодействии друг с другом, но раздельно. Есть даже схема, по которой новых членов сначала принимают в НАТО, как бы обеспечивая безопасность, а потом уже в ЕС - как подтверждение экономической состоятельности страны. И есть схема СНГ. Там, что называется, в одном флаконе пытаются решить и вопросы безопасности, и экономики, и гуманитарной сферы. Что касается нашего слияния, не думаю, что оно будет эффективным, а делать очередную революцию на пустом месте ...

- Николай Николаевич, Вам принадлежит идея создания Евразийской шенгенской зоны, которая позволит обеспечить прохождение без серьезных препятствий через границы государств Центральной Азии граждан, товаров и услуг. Насколько реалистично претворение этого плана, если, к примеру, два государства-члена ОДКБ - Киргизия и Узбекистан - до сих пор имеют между собой визовый режим, а Россия, Белоруссия и Казахстан только подписали документы по Таможенному союзу?

- Евразийская шенгенская зона для стран, входящих в ОДКБ и ЕврАзЭС, - это условное название. Понятно, к Шенгену она отношения не имеет. Но заметьте, Шенген - не просто безвизовый въезд и выезд людей и устранение таможенных препятствий между государствами. Это принцип, позволяющий на деле осуществить беспрепятственное перемещение транспорта через границу, возможность совместно отслеживать въезд в зону нежелательных лиц, вести учет преступных элементов. Это другое взаимодействие законодателей. И, фактически, совершенно иной образ жизни государства без многих ограничений, о чем так мечтают постсоветские страны. Между тем у нас, по большому счету, основа для такой зоны есть: существует и действует на практике соглашение о безвизовых поездках. Подписан и договор, правда, слабо реализуемый, об охране внешних границ. В реальной Шенгенской зоне действует система надежной охраны именно внешних рубежей. И если мы убеждены, что интеграция между нашими странами является одним из стержней будущего развития, новую визовую, транспортную политику нельзя откладывать на потом.

- Вы же хорошо знаете страны, входящие в ОДКБ, и их лидеров, не будет ни с какой стороны сопротивления тому, что предлагаете?

- На политическом уровне, думаю, - нет. Но для того, чтобы создать полноценною единую зону, предстоит подтянуть положение дел во многих государствах. А некоторым придется и отказаться от чего-то. Не буду конкретизировать, но в одной из стран, к примеру, действует безвизовый въезд представителей Китая. Они туда заезжают, потом перебираются по безвизовому коридору в Россию, и здесь прибавляется проблем с незаконными мигрантами. У других сохраняется возможность для свободного въезда иранцев или афганцев. Этим странам потребуется изменить пограничный режим с соседними государствами. И, возможно, эти шаги окажутся болезненными. Но никто и не утверждает, что путь к единой зоне взаимодействия будет простым и легким. Вспомните, сколько мы работаем над созданием таможенной зоны: больше десятка лет. А создавать ее надо, иначе беспрепятственное перемещение товара и транспорта не получится. В этом плане работы хватает и ОДКБ, и ЕврАзЭС. Главное, чем быстрее будут приняты политические решения на высшем уровне, тем целенаправленнее мы сможем двигаться.

- Журналисты тоже заинтересованы в едином информационном пространства. Тем не менее, Вам принадлежит мысль о необходимости и информационной безопасности. Что Вы имеете в виду?

- Мы долго думали над этим термином, советовались со специалистами. Существует широкое понятие информационной безопасности, включающее организационно-технические меры по защите телекоммуникаций, других информационных объектов - и эту задачу мы договорились решать совместно. Буквально на днях мы собрали представителей силовых структур стран ОДКБ, чтобы обсудить наши возможности для борьбы с киберпреступностью. В той же мере важно информационное противодействие - использованию средств массовой информации для разжигания межнациональной розни, пропаганды экстремистских взглядов, использованию сети Интернет для вербовки террористов. А в целом это такой спектр проблем и такое количество различных ведомств, так или иначе ответственных за информационную сферу, что охватить их сразу каким-то одним мероприятием невозможно. Мы, похоже, даже слабо себе представляем, какие серьезные угрозы несет в себе использование информтехнологий, пиартехнологий в том числе различными политическими группами. Поэтому нам предстоит работать сразу по нескольким направлениям. Не зря считается, кто владеет информацией - тот владеет миром.

- Вы предложили провести в 2008 году встречу глав пяти международных организаций - ШОС, ОДКБ, ОБСЕ, ЕврАзЭС и СНГ. Верите в ее эффективность? И если она все-таки состоится, какие темы должны стать в центре внимания?

- Все пять структур активно действуют на постсоветском пространстве, все озабочены безопасностью этого огромного странового и человеческого региона, новыми вызовами и угрозами, которые несут ему нынешнее время и определенные силы. Все озабочены проблемой Афганистана и наркотрафика. А вместе с тем - ни для кого не секрет - есть некоторое соперничество между этими организациями, есть заметное и малополезное дублирование функций. То ШОС, то ОДКБ или ОБСЕ занимаются проблемой границ Центральной Азии, вопросами наркотрафика вглубь Евразийского континента, непосредственно в Европу. Мы можем абсолютно точно обсудить возможность сложения потенциалов в первую очередь в области безопасности.

У меня не уходят из памяти события 2005 года в Киргизии: противостояние власти и оппозиции, вылившиеся в серьезные беспорядки. В какой-то момент протестные акции приобрели неуправляемый характер. Возникла некая патовая ситуация: президент Акаев улетел из страны, госуправления нет, мародеры бесчинствуют в Бишкеке. ОДКБ предприняло определенные шаги, чтобы повлиять на ситуацию. Через какое-то время в республике появляются представители ОБСЕ со своим планом по нормализации обстановки. Естественно, за развитием ситуации пристально наблюдает ШОС, обеспокоены в СНГ... Если бы тогда мы имели алгоритм совместных действий и использовали потенциал государств, которые представляем, нам бы удалось снять напряжение быстрее и продуктивнее.

Во всех случаях нам надо сотрудничать, а не соперничать.