СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ


"Голубые каски" постоянной готовности

2008-02-08 / Виталий Михайлов

На последнем саммите глав государств, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а это Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, было принято решение о создании постоянно действующего миротворческого контингента. Чем он будет заниматься? Из кого состоять? Где размещаться и как действовать? На эти и другие вопросы в интервью "НВО" отвечает заместитель генерального секретаря ОДКБ Валерий Семериков.

- Валерий Анатольевич, как и прогнозировали эксперты, мандат на миротворчество стал главной военно-политической составляющей прошедшего в осенью прошлого года в Душанбе саммита глав государств, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности. Как восприняли новое направление деятельности ОДКБ наши западные друзья-соперники?

- Настороженно. Насколько мне известно, как принято говорить, из информированных источников, два события душанбинской встречи глав государств - членов ОДКБ вызвали особое внимание Запада, и конкретно США: подписание пакета документов по нормативному и организационному оформлению в рамках организации механизма миротворческой деятельности и Меморандум о взаимодействии между секретариатами ОДКБ и ШОС. Первая из названных тем вызвала особый интерес, так как Запад ведет сейчас активную наступательную кампанию, направленную на "размывание" сложившегося формата миротворческих операций на пространстве СНГ, на устранение России с миротворческого поля и на замену российских миротворческих контингентов другими силами.

Убежден, что именно этим объясняется и активное обсуждение миротворческой тематики в организации ГУАМ, в которую, напомню, входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Нет сомнений, что Запад, США будут активно подталкивать ГУАМ к созданию подразделений "голубых касок", хотя особого согласия по данному вопросу среди его членов пока нет.

Но не будем вдаваться в дела ГУАМ. А вот в ОДКБ уже приступили к реализации документов, подписанных главами государств.

- Что конкретно уже сделано?

- Давайте расставим приоритеты. Реально работать по подписанным документам можно будет лишь после их ратификации парламентами государств - членов ОДКБ…

- Но ратификация может затянуться. Всем известно, что некоторые соглашения в формате ОДКБ не ратифицируются по 2-3 года. Конкретный пример - Соглашение о подготовке военных кадров. Подписано было в июне 2005 года, а внесено на ратификацию в России лишь три месяца назад…

- С документами по миротворчеству, думаю, ситуация будет иная. Россия и другие государства - члены организации, на мой взгляд, в том числе и по вышеназванным причинам, не будут затягивать ратификацию. Что касается Соглашения о подготовке кадров, то ратификация ратификацией, а сделала Россия уже многое для того, чтобы документ работал.

Но вернемся к теме нашего разговора. Посмотрите, всего через месяц после саммита в Секретариате ОДКБ провели консультации по вопросам, связанным с дальнейшими нашими действиями и шагами по практической реализации достигнутых в Душанбе договоренностей.

Отмечу, что мероприятие было не только теоретическое: эксперты государств - членов организации посетили и 53-е специальное отделение подготовки миротворцев Учебного центра Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации "Выстрел". И еще одна деталь: в консультациях участвовали не только военнослужащие, но и представители МИДа, МВД и МЧС государств - членов организации. Уже это говорит о комплексном взгляде ОДКБ на миротворчество.

- И все же, почему именно миротворчество?

- Никакой сенсации в том, что, как пишут СМИ, организация примеряет "голубые каски", нет. Еще в июне 2004 года на саммите в Астане лидеры государств - членов ОДКБ одобрили "Концепцию формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности". Свою позицию президенты обосновывали тем, что, цитирую: "вероятность возникновения конфликтов на основе политических, экономических, религиозно-этнических, территориальных и других противоречий остается высокой", а их предотвращение и урегулирование "без применения миротворческих технологий представляется практически невозможным". Плюс к этому, по мнению глав государств, участие в миротворческих процессах "имеет ключевое значение для продвижения военно-политических событий и интересов в международных делах как самих государств, так и ОДКБ в целом".

На разработку собственно механизма миротворческой деятельности потребовалось три года. Сегодня этот "механизм" состоит из четырех документов:

- Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ;

- Положение о Коллективных миротворческих силах ОДКБ;

- Положение об Оперативной рабочей группе по подготовке миротворческих операций ОДКБ;

- Положение о главе миротворческой миссии ОДКБ.

Базовыми, безусловно, являются два первых документа. А Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ определяет порядок проведения миротворческих операций.

Предупреждая ваш вопрос, скажу, что зоной миротворческой деятельности организации может стать любая горячая точка мира. Решение о проведении миротворческой операции на территории государств - членов ОДКБ будет приниматься Советом коллективной безопасности (СКБ) - высшим органом организации. Естественно, с учетом национального законодательства государств и на основании официального обращения того или иного государства - члена организации о проведении на его территории миротворческой операции. А также по решению Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции в том или ином регионе мира.

Подготовка решения СКБ о проведении миротворческой операции будет осуществляться на основании рекомендаций Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и других органов ОДКБ. О принятом решении на проведение миротворческой операции СКБ незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН. Кроме того, исходя из обстановки и масштабов конфликта Совет коллективной безопасности может запрашивать полномочия (мандат) у Совета Безопасности ООН на проведение миротворческой операции. В случае принятия решения о проведении такой операции за пределами государств - членов ОДКБ Совет коллективной безопасности будет обращаться к Совету Безопасности ООН с запросом на предоставление соответствующего мандата.

Для участия в конкретной миротворческой операции из состава миротворческих сил ОДКБ будут создаваться Коллективные миротворческие силы с соответствующими структурой и численностью.

- А какие силы войдут в состав миротворческого контингента ОДКБ?

- В Положении о Коллективных миротворческих силах ОДКБ зафиксировано, что в их состав государства - члены организации предоставляют специально подготовленные части и подразделения из национальных миротворческих контингентов. Как известно, таковые сегодня есть практически во всех странах - членах ОДКБ. В России, например, это бригада. Значительный опыт миротворчества у Казахстана - знаменитый "Казбат", недавно развернутый в бригаду. В Армении - инженерно-саперная рота и автомобильное подразделение. Определенный миротворческий опыт и подразделения имеются у Киргизии и Таджикистана. В Белоруссии, где действуют некоторые ограничения по использованию воинского контингента за пределами страны, тоже накоплен опыт участия в миротворческих операциях под флагом ООН.

- Какова может быть численность "голубых касок" ОДКБ?

- На консультациях мы обсуждали этот вопрос. Сегодня прогнозируется, что численность миротворческих сил ОДКБ может составить от 4 до 5 тысяч человек. Конкретно это будет определено соответствующим решением глав государств. В составе КМС, на наш взгляд, должны быть мотострелковые, десантные и горно-стрелковые подразделения; инженерные подразделения, прежде всего для разминирования, восстановления мостов и дорог, подразделения радиационной, химической и биологической разведки, а также подразделения специальной обработки, подразделения связи, медицинские и санитарно-эпидемиологические подразделения; группы военных наблюдателей, силы и средства технического и тылового обеспечения, и, конечно, авиационная составляющая (вертолетное подразделение).

Кроме того, в состав КМС может быть включен милицейский (полицейский) и гражданский персонал.

- Как и где будет готовиться миротворческий контингент?

- Обучение персонала коллективных миротворческих сил в рамках ОДКБ будет осуществляться самостоятельно государствами - членами организации или централизованно: на базе единых для ОДКБ центров подготовки по единой программе, утвержденной Советом министров обороны.

Одним из них может стать 53-е специальное отделение подготовки миротворцев Учебного центра Общевойсковой академии Вооруженных сил РФ "Выстрел", на базе которого мы проводили консультации. Для милиции (полиции) - Всероссийский институт переподготовки кадров (ВИПК) МВД РФ, который еще в прошлом году получил статус базового учебного заведения ОДКБ.

Соответствующая база для подготовки имеется и в Казахстане…

Уточню, что опыт подготовки и отработки действий коалиционных группировок в ОДКБ есть: наглядное подтверждение тому Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР).

Добавлю еще, что комплектовать миротворческий контингент планируется только лицами, проходящими службу по контракту, а также гражданским персоналом на добровольной основе.

- Обязательно ли участие в миротворческой операции всех государств - членов ОДКБ?

- Нет. Принципиальная деталь: миротворчество в организации будет носить исключительно добровольный характер. То есть даже если Совет коллективной безопасности примет решение о начале миротворческой операции, это абсолютно не значит, что в ней примут участие военнослужащие всех семи государств, входящих в ОДКБ. И еще: за любым из членов организации остается право на неограниченное участие своими миротворческими контингентами в операциях по мандату ООН или под эгидой других региональных организаций. Например, СНГ или ШОС.

- Некоторые эксперты говорят, что сегодня ни у одной международной организации, включая ООН, нет постоянно действующего миротворческого контингента…

- Это действительно так. Сегодня ни одна международная организация не имеет миротворческих сил на постоянной основе. В ООН, например, действует система так называемых резервных соглашений. В их рамках Россия должна предоставить ООН вертолетную группу (восемь машин), инженерно-саперную роту и госпиталь. Но лишь через 90 дней после обращения. Так что ОДКБ может стать первой международной организацией, которая будет иметь постоянно готовые к действию "голубые каски".

Из досье "НВО

Валерий Анатольевич Семериков родился 28 июня 1954 года в Кировской области. Окончил Киевское высшее танковое инженерное училище, Военную академию бронетанковых войск, Военную академию Генерального штаба. Офицерскую службу начинал в 1976 году в Приаргунском пограничном отряде Краснознаменного Забайкальского пограничного округа, где провел более восьми лет. Участник боевых действий в Афганистане. Служил в отделе автобронетанковой техники Главного управления Пограничных войск, являлся заместителем командующего Северо-западного пограничного округа по вооружению, был начальником штаба вооружения Федеральной пограничной службы РФ, заместителем и первым заместителем директора ФПС.

Награжден многими орденами и медалями. Генерал-полковник запаса. Женат. Сын - офицер-пограничник, проходит службу в войсках.