ПРИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛЕ ИНТЕГРАЦИЯ ИМЕЕТ ПЕРСПЕКТИВУ

О том, как действует Договор, журналу "VIP-Premier" рассказал Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности Валерий Дмитриевич Николаенко.

ВРЕМЯ ДИНАМИЧНЫХ ПЕРЕМЕН

-Договор был подписан 10 лет назад, вскоре после распада Советского Союза, когда у наших народов было желание сохранить как можно больше из того хорошего, что досталось нам в наследство. В частности, это единые оборонное пространство, система подготовки кадров, военно-техническая сфера с предприятиями, разбросанными по разным республикам, но составляющими единый военно-промышленный комплекс. На той стадии было желание сохранить единые вооруженные силы. Единые вооруженные силы сохранить не удалось, но на первом этапе Договор способствовал формированию полноценных независимых армий. В политическом плане Договор был направлен на создание благоприятных внешних условий для развития независимых государств. В состав Договора о коллективной безопасности (ДКБ) вошли девять государств. Какое-то время Договор был, если можно так выразиться, одним из подразделений СНГ. В 1999 году три государства - Азербайджан, Грузия, Узбекистан вышли из ДКБ, не пролонгировав его, во многом ссылаясь на недостаточную его эффективность при вовлечении в вопросы урегулирования региональных конфликтов. Однако после пролонгации Договора в 1999 году на сессии Совета коллективной безопасности в Минске объединение стало характеризоваться новым уровнем интеграции. Это была первая сессия с участием В.В.Путина, который с самого начала выступал за придание динамики всему процессу. С 2000 года действует Меморандум об адаптации Договора к новым геополитическим условиям и о повышении его эффективности. Меморандум определил задачи для трех региональных направлений: Кавказского, Восточно-Европейского и Центрально-Азиатского, обозначил необходимость развития военно-технического сотрудничества и организации в рамках Договора противодействия новым угрозам, осуществления миротворческих функций. Таким образом, Договор из некоего аппендикса СНГ превратился в самостоятельную организацию. В настоящее время сформирована структура Договора, состоящая из Совета коллективной безопасности на уровне президентов, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности. Имеется Комитет начальников штабов, который является рабочим органом при Совете министров обороны. Теперь, в связи с актуализацией роли ДКБ, сессии министров иностранных дел, министров обороны и секретарей советов безопасности проводятся да раза в год, а при необходимости и чаще. Например, после событий 11 сентября мы проводили внеочередное заседание секретарей советов безопасности в Душанбе. Ну и конечно же, многие вопросы решаются в рабочем порядке, не дожидаясь сессий. Состоявшаяся в Москве сессия подняла наши отношения на новый уровень. Теперь необходимо подготовить проекты документов, регламентирующих деятельность Организации ДКБ и ее органов.

Председателем Совета коллективной безопасности выступает президент государства, в столице которого проводилась предыдущая сессия. Таким образом, в нынешнем году председателем выступает В.В.Путин, соответственно и председатели других Советов - представители России. Много зависит от нас. Россия является локомотивом всего движения в плане интеграции. Не случайно когда этот локомотив пыхтел еле-еле - и интеграция шла еле-еле. Если появляется динамика в политической воле, интеграция имеет перспективу. Интеграция уже дошла до такого уровня, когда нужны не просто общеполитические рассуждения, а конкретные наработки: развертывание тех или иных сил, взаимодействие между национальными и координационными органами.

ОБЩАЯ ЗАБОТА О БЕЗОПАСНОСТИ

- Одна из статей Договора предусматривает консультации, имея в виду совместные действия по обеспечению безопасности. Проводились ли они по чьей-либо инициативе?

- Такие консультации проводились неоднократно на разных уровнях. Договор был не один раз востребован в связи с ситуацией в Афганистане, в связи с проникновением бандформирований в Кыргызстан, в мирном урегулировании в Таджикистане. Например, во время активизации напряженности в Афганистане в 1996 году возникла реальная угроза государствам - участникам Договора, в связи с чем в Алма-Ате была проведена встреча. Нашу страну представлял тогда В.С.Черномырдин. В 1998 и 2000 годах, когда были крупные проникновения бандформирований в Кыргызстан, тоже собирались структуры Договора и принимались экстренные меры. Хотя в тот период в рамках Договора еще не было создано реальной силы сдерживания в виде каких-то военных подразделений.

На Ереванской сессии в мае 2001 года было принято решение о создании Коллективных сил быстрого развертывания - КСБР, которые уже 1 августа были сформированы, что привело к значительному снижению активности бандформирований. В октябре эти подразделения провели совместные учения в Киргизии и в настоящее время продолжают укреплять оперативно-тактическую, боевую подготовку, Недавно на территории Таджикистана состоялось учение "Юг-антитеррор". В состав КСБР входят специально выделенные части, которые имеют особо высокий уровень подготовки по борьбе с террористами. Они насчитывают в своем составе около полутора тысяч человек и становятся ядром более широкой военной группировки в Центральной Азии. Предполагается, что Коллективные силы будут более многочисленными и сопоставимыми с теми региональными группировками, которые существуют на основе российско-белорусских и российско-армянских договоренностей на Восточно-Европейском и Кавказском направлениях. Кроме того, поставлена задача координации этих трех направлений, имея в виду их совместную подготовку и в случае необходимости возможную переброску в заданный район, Будет сформирован штаб, призванный заниматься этими направлениями и вопросами их координации. Командующий Коллективными силами быстрого развертывания - представитель России, начальник штаба - представитель армии Кыргызстана. Постоянная оперативная группа находится в Бишкеке и проводит планирование подготовки этих войск. Штабу еще предстоит решать вопрос координации деятельности этих трех направлений, которые пока действуют в рамках двухсторонних договоренностей. Все эти вопросы являются составляющими будущей единой системы коллективной безопасности.

- Белорусское военное командование относится к системе Российско-Белорусского Союза или к системе ДКБ?

- Здесь пересекающиеся линии. Финансирование идет в рамках Российско-Белорусского союзного государства, но ряд вопросов параллельно относятся и к компетенции ДКБ. Наша задача привести все к общему знаменателю в рамках формирования единой системы. Конечно, тут возникают вопросы, связанные с возможностью применения сил за пределами национальной территории, что запрещено, например, по конституции Беларуси.

- Азербайджан и Грузия приостановили свое членство в Договоре, считая его недостаточно эффективным в решении внутренних проблем. Были ли обращения по урегулированию абхазской проблемы со стороны Грузии?

- Ярко выраженных обращений не было. По грузино-абхазскому конфликту есть свой механизм, так же, как есть механизм урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Наш Договор не предусматривает участия в миротворческих операциях по разрешению межэтнических конфликтов, но Меморандум об адаптации Договора к новым геополитическим условиям предусматривает создание консультативного механизма по проблемам миротворческой деятельности. Если каждый конфликт имеет свой механизм урегулирования, излишнее вмешательство может быть контрпродуктивно. Тем не менее, вопрос общей безопасности в Кавказском регионе внимательно отслеживается. Участники ДКБ консультируются в случае необходимости. Скажем, вопросы возможного азербайджано-грузино-турецкого сотрудничества в военной области, которые с обеспокоенностью воспринимаются Арменией, тоже остаются в зоне внимания ДКБ. С другой стороны, мы стремимся вовлекать другие государства в проводимые нами мероприятия. Например, приглашаем Узбекистан при проведении учений, проводимых в Центральной Азии. При обсуждении вопросов борьбы с терроризмом и наркотрафиком на заседаниях Совета секретарей советов безопасности присутствуют представители Азербайджана, Грузии, Украины, Молдовы. Договор открыт для всех государств, которые разделяют его принципы, но сегодня не все еще готовы к полноценному участию в нем, и это, видимо, дело следующих этапов развития ДКБ.

- Россия, как и другие страны СНГ, пытается наладить сотрудничество с НАТО. Есть ли у ДКБ свои наработки по взаимодействию с этой структурой?

- Должен сказать, что у меня как у генерального секретаря ДКБ есть мандат президентов развивать от имени Договора контакты с другими международными организациями, занимающимися вопросами безопасности. Прежде всего с соответствующими структурами ООН, ОБСЕ, Шанхайской организацией сотрудничества и т.д. В этой связи были проведены встречи с руководством секретариата Совета Безопасности ООН, намечены линии сотрудничества по антитеррористической деятельности. Ожидается, что после оформления структуры Шанхайской организации наше взаимодействие будет более тесным. Что касается НАТО, то прямых контактов у нас пока нет, так как наш Договор не является военным блоком в традиционном понимании. Это организация коллективного взаимодействия, консультаций, создания системы коллективной безопасности. Более того, мы рассматриваем себя прежде всего политической организацией и создающиеся региональные силы играют скорее роль сдерживания военных действий. Наши контакты с НАТО будут развиваться с учетом изменения характера самой этой организации, а именно - приобретения НАТО более политического лица, чем военного. И конечно, подписание документа между Россией и НАТО о создании "двадцатки" может стимулировать взаимодействие между ДКБ и НАТО.

ВАЖНЫЙ ШАГ В УПРОЧЕНИИ ДОГОВОРА

- Миротворческие силы ООН неформально называют "Голубыми касками". Предполагается ли что-то подобное для войск ДКБ?

- Мы сейчас работаем над символикой Договора. Будут эмблема, нашивки на рукавах, флаг Договора. Это становится еще более актуальным с превращением Договора в международную региональную организацию, суть которой означает более тесную интеграцию между государствами - участниками ДКБ.

- Получается, что была определенная пробуксовка. И атрибутика, и знамя нужно было создавать еще раньше. С чем это связано?

- После распада СССР мы идеализировали свое развитие. Думали, что появится какая-то надстройка, а все остальное останется на месте, в том числе армия. Но пошла суверенизация, каждый брал сколько мог, возникли совершенно независимые государства. Ситуация привела к пониманию того, что не все так радужно, как казалось. Критикуют А.В.Козырева, что он проводил прозападную политику. Но вообще-то у многих была иллюзия, что сбросив узы коммунизма, мы стали идеологически гомогенными образованиями. Оказалось же, что у каждого весьма серьезно очерчены национальные интересы, Всегда, когда в сообществе решаются какие-то вопросы, исходят из нижней планки, которая удовлетворяет всех. Наличие стран, которые не готовы к более далеко идущим мерам, замедляет движение вперед. "Шестерка" ДКБ имеет наибольшую общность национальных интересов. Возникает вопрос: плохо или хорошо, что другие государства не участвуют в Договоре? С одной стороны, мы заинтересованы, чтобы организация была более широкой. С другой стороны, для того, чтобы она активней продвигалась вперед, нужно единство позиций по вопросам своего места в мире.

- Помогает ли вам в работе статус гражданского лица и чем обусловлено такое ограничение для генерального секретаря ДКБ?

- Это вытекает из характера Договора, который является больше политическим, чем военным, хотя в секретариате есть два департамента - политический и военный. Статус гражданского лица генерального секретаря отражает невоенную дипломатическую сущность организации. Взаимоотношения между участниками Договора носят союзнический характер. Действует принцип, что военные и военно-политические отношения между странами - участницами ДКБ являются приоритетными перед отношениями с третьими странами. Мне значительно помогает прошлый опыт работы в МИДе. Оказались востребованными знания, полученные в США, в Греции, пребывание в Казахстане, знание постсоветского пространства. За годы существования Договора государства-участники приобрели свою довольно умелую дипломатию, которая исходит из одного советского источника, что помогает нашему взаимодействию. Одной из важных задач Секретариата ДКБ становится повышение публичности происходящих в рамках объединения процессов. Мы будем более активно выходить на СМИ, и наш юбилей - мощный побудительный фактор. С учетом пройденного пути перспективы у Договора неплохие. Состоявшаяся в Москве сессия ДКБ на высшем уровне - новый этап его деятельности, она окажет большое влияние на повышение союзнической сплоченности и, что очень важно, приобретение отчетливого международного лица.

Валентин АЛЕКСАНДРОВ,

Елена ЯЦЕНКО Фото Алексея ПАНОВА (ИТАР-ТАСС)

и Евгения ШРАНСКОГО