РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Офицеры ОДКБ говорят на одном языке

Военный обозреватель "РИА Новости" Виктор Литовкин

Сначала несколько цифр.

Сейчас в военных вузах России обучается почти две с половиной тысячи офицеров и курсантов из государств-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Только в 2005 году на обучение в лучшие, можно сказать, даже элитные военные академии и училища нашей страны поступили свыше 380 воинов из Белоруссии, Армении, Таджикистана, Киргизии и Казахстана.

Их готовят Общевойсковая академия, Военный университет, Военный финансово-экономический университет, Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского в столице, а также Михайловская военная артиллерийская академия и Военно-морская академия имени адмирала Кузнецова, Военная академия связи и Военно-медицинская академия в Санкт-Петербурге, Военная академия противовоздушной обороны в Смоленске и Военная академия воздушно-космической обороны в Твери, Высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники в Тамбове, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище и еще 33 ввуза.

Стоимость обучения и содержания всех этих слушателей обходится Москве в среднем в 450 миллионов рублей в год. И эти расходы постоянно растут. Весь же цикл обучения офицеров ОДКБ "стоит" России 1,5 млрд. рублей. Причем страны ОДКБ за это не платят ни копейки. Обучение и содержание военнослужащих ОДКБ осуществляется нашей страной, как, впрочем, и другими государствами Организации, которые учат офицеров из союзных стран, на абсолютно безвозмездной основе. То есть бесплатно.

Я спросил у заместителя Генерального секретаря Организации Валерия Семерикова:

- Зачем нам, России, это нужно?

Он сказал:

- Это, в первую очередь, необходимо Организации Договора о коллективной безопасности, где важнейшую роль играет наша страна. В России традиционно высок уровень обучения военных специалистов, как научно-теоретический, так и практический. Кроме того, мы готовим кадры по абсолютному большинству военно-учетных специальностей. Для этого у нас создана отличная учебно-материальная база. В других государствах-членах ОДКБ потребности в таком количестве специалистов нет, и им накладно создавать под единицы специалистов полноценную учебную базу. Получается и расточительно, и неэффективно. А что касается расходов, которые несет Россия, то надо отметить, что США, например, по программе обучения иностранного военного контингента выделяют ежегодно порядка 90 миллионов долларов. В том числе и для обучения военных из стран СНГ - 11,5 миллионов. Чему и как учат, это отдельная тема для разговора.

Есть и другие основания. Интеграция военного и военно-технического сотрудничества государств-членов ОДКБ развивается достаточно успешно. Созданы совместные региональные группировки войск, Коллективные силы быстрого реагирования Центральноазиатского региона. Все обучение, боевая и оперативная подготовка личного состава, подразделений и частей осуществляется по единым планам, а, следовательно, должны быть и единые подходы в обучении. Кроме того, все оружие и боевая техника, стоящие на вооружении государств-союзниц, российского (советского) происхождения. Овладеть ими, усовершенствовать боевые навыки их применения могут помочь, в основном, только российские специалисты.

И еще, что немаловажно: при совместном использовании этой техники и при применении воинских группировок, если по решению Совета коллективной безопасности это потребуется, да и просто на тактических учениях и командно-штабных тренировках надо говорить на одном, понятном друг другу командном языке. А без общих основ военной подготовки, без одинаково понимаемых команд и сигналов, без единых оперативных документов и планов - это невозможно. Отсюда и решение государств-членов ОДКБ создать единую систему подготовки военных кадров.

Причем не только на территории России. Свои военные вузы для этой цели представила также и Белоруссия. Она готова учить военные кадры из стран ОДКБ в своей Военной академии и пяти университетах по самым разным специальностям, начиная от общевойсковых и инженерных, заканчивая тыловыми и даже военной журналистикой. А также - на чем специализируется республика - по автоматическим системам управления боем и зенитно-ракетными средствами. Как ПВО, так и сухопутных подразделений.

Казахстан готов обучать и обучает курсантов и офицеров в трех вузах - в Национальном университете обороны, в Военном институте сухопутных войск и Военном институте воздушной обороны. Армения, Киргизия и Таджикистан предоставили по одному высшему учебному заведению. Ереван - медицинский университет (армянские врачи славятся своей высокой квалификацией). Бишкек - высшее военное училище, где готовят специалистов для боевых действий в горах. А Душанбе - военный институт, где осуществляется подготовка десантников, военных инженеров и артиллеристов.

И что важно - везде обучение и содержание обучаемых идет за счет принимающей стороны. Такое положение записано в Соглашении о подготовке военных кадров для государств-членов ОДКБ, которое было подписано министрами обороны шести стран 23 июня 2005 года. Правда, пока еще не все парламенты ратифицировали это соглашение. В лидерах - Белоруссия и Киргизия. Валерий Семериков сказал мне, что когда процесс ратификации завершится, количество желающих обучаться в военных вузах союзных государств будет гораздо больше, чем сейчас. А какова реальная потребность в таких офицерах?

По словам заместителя Генерального секретаря ОДКБ, заявки на обучение только в российских вузах поступили на семьсот человек. А, в соответствии с постановлением правительства России, квота на их безвозмездное обучение определена в 800 человек. Так что все потребности братских стран наше министерство обороны готово удовлетворить полностью.

Любопытна и такая деталь. В "старые советские времена" иностранные курсанты и офицеры (из государств Варшавского Договора, из так называемых "третьих стран") в военных вузах нашей страны учились по специально разработанной для них программе и на спецфакультетах. Сейчас в руководящих документах ОДКБ записано, что подготовка военных кадров осуществляется по единым учебным планам и программам совместно с военнослужащими принимающей стороны, но с учетом имеющихся на вооружении направляющей стороны вооружений и боевой техники, особенностей театров военных действий и организационно-штатной структуры, а также ограничений, связанных с режимом секретности.

Понять это легко. Если, например, на вооружении таджикской армии нет зенитно-ракетной системы С-300, то изучать ее сегодня курсантам Таджикистана нет смысла. Когда она поступит в их армию - пока неясно, а знания без постоянных тренировок могут через некоторое время выветриться. С другой стороны, комплекса С-125 "Печора", который стоит на вооружении ПВО Таджикистана, уже нет на вооружении у России. Но для таджикских специалистов читают спецкурс именно по этой системе, проводят практические занятия на ее аппаратуре. Если же техника общая, то никаких различий в подготовке специалистов для разных стран ОДКБ нет. Язык, на котором обучаются слушатели, тоже единый - русский. Это также записано в документах, утвержденных министрами обороны.

И такой подход тоже не случайный. Кроме обучения людей, стоит задача помочь им подружиться, лучше понимать друг друга, стать ближе. Усовершенствовать знание русского языка. Все директивы, инструкции написаны на нем. Оперативные документы ОДКБ - тоже. Этот язык принят всеми членами Организации как единый. Его надо знать безукоризненно. Но заместитель Генерального секретаря ОДКБ посетовал, что уже есть примеры, когда приезжают учиться в российские вузы парни, которые не очень хорошо владеют русским. И хотя это процесс объективный, с ним трудно бороться, но делать это надо. Не открывать же специальные курсы по изучению языка, как это делалось в советское время для иностранных курсантов? Пусть люди осваивают и совершенствуют язык в межличностном общении, в совместных спортивных состязаниях, в прогулках по городу, на семейных праздниках… Для этого созданы все условия. В том числе и в общежитиях, где они вместе живут.

Я спросил заместителя Генерального секретаря ОДКБ Валерия Семерикова, как он оценивает качество подготовки офицеров Организации в военных вузах шести стран, в том числе, и в России?

- Пока окончательную оценку делать рано, - ответил генерал-полковник. - Совместная подготовка только началась. Ей всего три года. Но по опыту таких совместных тактических учений, как "Рубеж-2004" и "Рубеж-2005", по командно-штабным тренировкам и маневрам, где принимали участие офицеры ОДКБ - выпускники российских вузов, могу поставить им очень высокую оценку. Она, кстати, не расходится с теми отзывами, которые делают наблюдатели этих учений и из стран дальнего зарубежья.

"Приведу только один факт в подтверждение этих оценок, - говорит Валерий Семериков. - В 2003 года на учебу в Россию поступило 159 человек. В 2005-м - 388. Вот и судите сами, как ценят наши военные знания, качество обучения в российских военных вузах коллеги по ОДКБ".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции