№8 (83) 2003 "Газета православных мирян ДЕСЯТИНА"

Противостоять сообща новым вызовам

Н.Н. БОРДЮЖА, Генеральный секретарь
Совета Организации Договора коллективной безопасности

Сегодня уже очевидно: ни одна страна в одиночку не в состоянии обеспечить свою национальную безопасность. За последнее время это со всей определенностью продемонстрировали теракты в США, России, других государствах мира.

Терроризм, расползание оружия массового поражения, незаконный оборот обычных вооружений, наркотиков имеют ярко выраженный транснациональный характер. А потому сегодня нужны координация и активизация совместных усилий многих государств в политической, военной, экономической, правовой, информационной областях по противодействию этим вызовам и угрозам, выработка новых согласованных путей и средств обеспечения безопасности как внутри отдельных стран, так и в регионах, на планете в целом.

В решении этих задач государства-участники созданного в 1992 году Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Суть Договора и заложенные в нём принципы состоят в неприменении силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, разрешении всех разногласий между членами Договора и другими государствами мирными средствами.

Организация ДКБ — открытая организация, основывающаяся на принципах ООН, ОБСЕ. Мы готовы к самому широкому сотрудничеству и взаимодействию со всеми другими соответствующими европейскими и азиатскими структурами.

В ходе преобразования Договора в Организацию прорабатывалось и во многом заново переосмысливалось сложившееся понятие системы коллективной безопасности применительно к динамике геополитической обстановки в мире. Эмпирически выработаны характеристики этой системы:

— политическое единство участников в отношении проблем национальной, региональной и международной безопасности;

— руководство общепринятыми нормами международного права, принципами Устава ООН;

— оборонительный характер системы как фактор сдерживания угроз жизненно важным интересам государств-участников;

— акцент в практической военно-политической интеграции на противодействие новым универсальным вызовам и угрозам безопасности;

— проведение чёткой грани между законным правом государства на помощь в обороне и вмешательством в его внутренние дела;

— приоритет на использование преимущественно политических средств, превентивный характер мер по предотвращению конфликтов, включая миротворчество;

— органичное и полномасштабное взаимодействие с международными и региональными организациями и системами безопасности по проблемам, подходы к решению которых совпадают.

С учётом этих принципов осуществляется формирование системы коллективной безопасности в Евразии, что со всей определенностью подчеркнули главы государств Организации ДКБ на сессии в апреле 2003 года в Душанбе. Она имела важное значение для становления не только самой Организации, но и в определенной мере для евразийской системы коллективной безопасности. Во-первых, деятельность в рамках вокруг самого Договора перешла из преимущественно концептуальной плоскости в практическую — создана Организация. Во-вторых, гласно определены её дух, направленность, способность широко, но и предметно рассматривать вопросы дальнейшего развития коллективной безопасности в Центральной Азии, на Кавказе, Европейском направлении.

Период, который пережил Договор после террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, ознаменовался серьезным согласованием позиций по новым угрозам и вызовам всех шести государств, включая вопросы, связанные с участием в антитеррористической коалиции.

Здесь есть смысл оглянуться на пройденный путь. На сессиях в Минске (май 2000), Бишкеке (октябрь 2000) и Ереване (май 2001) был принят ряд нормативно-правовых документов — Основные положения коалиционной стратегии, Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности и Соглашение о статусе их формирований, Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности, Решение о Коллективных силах быстрого развёртывания (КСВР). Был подписан такой актуальный документ, как Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества (Москва, июнь 2000) и др. Таким образом, Организация ДКБ, будучи правопреемницей Договора, может осуществлять практические меры в области безопасности, опираясь на уже созданную нормативно-правовую базу.

Расширению и совершенствованию взаимодействия в международной политике в значительной мере способствовал принятый Советом министров иностранных дел государств-участников ДКБ Порядок координации внешнеполитической деятельности. Происшедшее за последние годы организационное укрепление ДКБ, накопленный им опыт в поддержании региональной безопасности подвели Договор к новому восприятию его статуса как международной региональной организации в соответствии с главой VIII Устава ООН.

Как известно, на Московской сессии Совета коллективной безопасности (СКВ) (май 2002) принято решение, а на Кишинёвской встрече президентов государств-участников Договора (октябрь 2002) подписаны Устав и Соглашение о статусе Организации ДКБ, как полноформатной региональной военно-политической организации.

Принятые на сессии в Душанбе решения призваны открыть новый этап в военно-политической интеграции теперь уже в рамках Организации ДКБ, придав импульс по всем направлениям её работы. В соответствии с утвержденным Председателем Совета коллективной безопасности, Президентом Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмоновым Планом работы по реализации решений Душанбинской сессии СКВ государственные и межгосударственные органы государств-членов Организации ДКБ приступили к его выполнению. В настоящее время специально созданной Группой координаторов из представителей генеральных (главных) штабов государств-членов Организации разрабатываются проекты документов, регламентирующих деятельность и финансирование Объединённого штаба Организации ДКБ.

Таким образом, практические основы нового уровня обеспечения коллективной безопасности в зоне действия Организации ДКБ созданы. Ясны задачи и направления работы, основное содержание которой — внутренняя отладка механизма Организации, реальная внешнеполитическая деятельность.

Сегодня государства Организации ДКБ беспокоит, например, не получившее должной международной оценки нарастание потока наркотиков из Афганистана. В этой всё ещё нестабильной стране сейчас действуют десятки лабораторий и даже заводов по производству героина, который расходится по всему миру. Хорошо известно, что наркотики — это финансовая кровь терроризма, и давно назрела необходимость пресекать все финансовые потоки не только «Аль-Каиды», но и всех без исключения террористических организаций. Это значит, что мировому сообществу необходимо разработать соответствующие меры, направленные на то, чтобы блокировать производство наркотиков в Афганистане, если мы намерены содействовать обеспечению безопасности и стабильности как в региональном, так и международном плане.

В этой связи мы согласовываем для принятия целый ряд практических мер в рамках Организации ДКБ по противодействию наркоугрозе.

Терроризм — явление международное, имеющее сегодня основными корнями, с одной стороны, финансовую составляющую, с другой — экстремистскую.

Именно с этих позиций важно подходить к вопросам терроризма. Если речь идёт о предупреждении терактов, организации международной безопасности должны заниматься именно корнями этого явления. В этой связи считали бы целесообразным, чтобы ООН, как организация центральная в вопросах международного сотрудничества, подготовила и провела под своей эгидой научный форум, на котором вопросы основ терроризма были бы подвергнуты самому серьёзному анализу с выработкой общих подходов по его искоренению.

ООН уделяет большое внимание функционированию региональных организаций безопасности, их сотрудничеству, взаимодействию. Это в очередной раз показала 5-я Встреча на высоком уровне руководителей региональных организаций по вопросам безопасности под эгидой ООН, на которой впервые была представлена Организация ДКБ.

На наш взгляд, внимания со стороны международных организаций необходимо было бы уделять вопросам миграции. Незаконная миграция — это питательная среда международной преступности, которая также составляет проблему для государств, идущих по прогрессивному пути развития. Представляется, что с этой проблемой невозможно справиться лишь силовыми и репрессивными мерами; это проблема общая, нуждающаяся в отслеживании на международном уровне и выработке алгоритма совместной деятельности.

Помимо этих вопросов перед Организацией ДКБ стоят и вопросы интеграционной деятельности в рамках государств бывшего СССР. Здесь мы исходим из того, что развитие Организации на основе взаимного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности, военного строительства и обороны может повлиять на возрождение экономических, промышленных связей, которые существовали ранее. По всем объективным параметрам Россия, другие государства, входящие в Организацию ДКБ, являются весомыми действующими лицами региональной, международной и глобальной систем безопасности, а значит — на Организации Договора, как коллективном инструменте претворения в жизнь чаяний этих государств, лежит большая ответственность.

Назад